2.3. Комплексная градостроительная оценка и функциональное зонирование территории.
В настоящем документе материалы расчетных обоснований проектных решений по разделам комплексной оценки и функционального зонирования территории излагаются сжато. Полное изложение представлено в специальном отчете ?Проведение расчетов с использованием ПМК LandUse для принятия обоснованных проектных решений по разделам комплексной оценки и функционального зонирования территории в проекте генерального плана г. Тольятти?, входящем в состав приложений к настоящему Сводному отчету.
Анализ предпроектной ситуации
Традиционно важное место в анализе предпроектной ситуации занимает предплановая оценка территории, результаты которой существенно влияют на принятие решений по функциональному зонированию территории.
Есть и другая проблема, относящаяся к анализу предпроектной ситуации. В г. Тольятти давно назрел и постоянно обсуждается вопрос о строительстве транспортной магистрали через Центральный лесной массив, разделяющий Центральный и Автозаводской районы города. Требуется просчет и сравнение вариантов развития 1) в предположении сохранения существующего положения 2) строительства магистрали с оценкой социально-экономической эффективности обоих вариантов. Во втором случае магистраль рассматривается как элемент существующей ситуации.
Общая характеристика территории и функционально-планировочной ситуации
Для правильного моделирования функционально-планировочной ситуации г. Тольятти необходимо принимать во внимание особенности его физико-географической ситуации и специфические проблемы территориального развития.
Город Тольятти расположен на левом берегу р. Волги, на Самарской Луке. На противоположной стороне реки находится Национальный парк и заповедник Жигули. В этом месте построена плотина Куйбышевской ГЭС, по которой проходят железная и автомобильная дороги, связывающие город с г. Сызранью. Большая часть территории г. Тольятти расположена на верхнем бьефе плотины, на берегу Куйбышевского водохранилища, ниже плотины расположены поселки Жигулевское Море и Федоровка.
В физико-географическом отношении главной особенностью является разделение территории города на две части: равнинную и холмисто-пересеченную. Равнинная территория характеризуется одинаковым рельефом с уклонами 1-2%. Холмистая часть существенно расчленена и имеет рельеф с уклонами, меняющимися в пределах от 6% до 40-50%. Наиболее крутые уклоны рельефа приурочены к побережью водохранилища и к водоразделу, тянущемуся вдоль шлюзового канала с отступом 1,5-2 км от него. Большая часть территории с пересеченным рельефом покрыта лесами, причем доминируют высокоствольные сосновые боры на песчаных грунтах, высаженные в 19-м веке. Сохранность этих лесов объясняется в значительной мере именно тем обстоятельством, что они произрастают на пересеченном рельефе, неудобном для строительства.
Характерной особенностью функционально-планировочной ситуации является то, что город состоит из трех районов, территориально обособленных друг от друга.
В восточной части города расположен Комсомольский район, включающий поселки Комсомольский, Жигулевское Море и Федоровка. Этот район исторически и географически связан со строительством плотины и функционированием речного порта, плотины и шлюзов, а также с промрайоном, в котором доминирует строительная промышленность.
К северо-западу от него, отделенный трехкилометровой полосой леса, расположен Центральный район, который в быту называют Старым городом. Исторически этот район связан с затоплением старого города Ставрополя при строительстве Куйбышевской ГЭС и переселением его жителей, а также со строительством группы крупных химических предприятий, расположенных в промрайоне, примыкающем к Старому городу с северо-востока. В Центральном районе города размещается муниципальная администрация.
Западная часть города, Автозаводской район, отделен от Центрального района массивом леса шириной 4-6 км. Исторически и функционально этот район связан с группой предприятий Объединения АвтоВАЗ, расположенного к северу от селитебной части Автозаводского района. Это самый молодой, самый крупный и наиболее развитый во всех отношениях район города. Дальнейшее развитие города возможно прежде всего вдоль Куйбышевского водохранилища в западном направлении, характеризующемся равнинным рельефом, отсутствием лесных массивов и близостью к АвтоВАЗу.
Три района города не только территориально разобщены, но и не имеют между собой хороших транспортных связей, прежде всего - прямых направлений связывающих их транспортных автомагистралей. Пути движения из района в район по имеющимся дорогам идут по окольным, запутанным маршрутам. Все это приводит к тому, что г. Тольятти в действительности представляет собой конурбацию трех отдельных городов. Единство города как целого проявляется недостаточно в отношении всех видов связей: трудовых, культурно-бытовых и инфраструктурных, административных.
Одной из главных задач разработки нового генерального плана является проработка проектных решений, способствующих большей интеграции трех районов в единый город в рамках суточного цикла жизнедеятельности.
В процессе подготовки данных к расчетам была произведена дискретизация всех картографических материалов и составлен общий список функций, включающий базовые функции, виды существующего использования территории, F-точки и локусы, см. табл. 2.
В ситуации г. Тольятти факторами, существенными для расчета локализационных затрат и потерь, являются:
Рельеф (уклоны поверхности в %). Его характеристика дана выше.
Экология. Основными источниками загрязнения являются промышленные территории - химические предприятия Центрального района и промрайон АвтоВАЗа.
Инженерная и транспортная обеспеченность территории. Выделяется 3 типа инженерной обеспеченности территории: Нулевой (необеспеченные территории), Сельский, Городской.
Функциональная совместимость территорий с базовыми функциями. С этой точки зрения рассматривается совместимость территорий, занятых промышленностью, с жильем, торговлей, бизнесом, здравоохранением, спортом и др.
Предплановая оценка территории
Целью предплановой оценки территории является анализ существующего землепользования и влияния существующей функционально-планировочной ситуации на градостроительную ценность городских земель. Важнейшим вопросом, решение которого в значительной мере предопределяет развитие функционально-планировочной ситуации в обозримое время и на перспективу, является вопрос о строительстве дороги через лесной массив, разделяющий Центральный и Автозаводской районы города. Рассматриваются три альтернативы:
Альтернатива 0. Сохранение существующего положения: отсутствие дороги через лес.
Альтернатива 1. Строительство дороги через лес в Срединном варианте.
Альтернатива 2. Строительство дороги через лес в Северном варианте.
Осуществляется прогнозирование последствий трех альтернатив, их сравнение с точки зрения влияния на стоимость городских земель и определение тенденций и перспективных направлений развития города.
Результаты расчетов всех видов оценки территории приводятся в настоящем документе в картографическом виде. Карты оценки приводятся по двум характерным функциям: ?Жилье 5-7 эт.?, представляющей группу муниципального жилья, и ?Торговые центры?, как представителю сферы бизнеса. В результатах компьютерных расчетов содержатся оценки по всем базовым функциям, и при необходимости они могут быть быстро воспроизведены.
Табл. 2. ПЕРЕЧЕНЬ ФУНКЦИЙ Г. ТОЛЬЯТТИ
БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ |
ВИДЫ СУЩЕСТВ. ИСПОЛЬЗ. ТЕРРИТОРИИ |
F-ТОЧКИ И ЛОКУСЫ |
|||
1 САДОВЫЕ УЧАСТКИ |
46 ВОДНЫЕ ПОВЕРХН. (РЕКИ, ВОДОХР-ЩА, ПРУДЫ) ЖП | 94 ГОР. БОЛЬНИЦА № 4 |
F-ТОЧКИ | 200 F53 МУПК (КУРЧАТОВА Б-Р,16) | 261 F114 ?ТРАНСФОРМАТОР? (ИНДУСТРИАЛЬНАЯ УЛИЦА,1) |
2 Ж ИНД. ДЕШ. | 47 ТЕРРИТОРИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГОР.ЧЕРТЫ ЖП | 95 СПОРТКОМПЛ. ?КРИСТАЛЛ? | 148 F1 ПРОМТОВ. ?ЮНОСТЬ? (БАНЫКИНА УЛ.,48) |
201 F54 МЕДУЧИЛИЩЕ ???????? () | 262 F115 ТПАТП №1 (ЮЖНОЕ ШОССЕ,22) |
3 Ж 3-4 ЭТ. | 48 ОТКРЫТЫЙ ЕСТЕСТВ. ЛАНДШАФТ | 96 СТАДИОН ?ТРУД? | 149 F2 ?ЭЛАСТИК? (БАНЫКИНА УЛ.,60) | 202 F55 ТФ СГПУ(ПЕД) (ФРУНЗЕ УЛ.,2Г) | 263 F116 ТТУ - ТРОЛЛЕЙБУС (ЮЖНОЕ ШОССЕ,28) |