Семизоров Николай Фёдорович | |
Каданников Владимир Васильевич | |
Каданников Владимир Васильевич
03.09.1941 – 03.06.2021
Владимир Васильевич Каданников родился 3 сентября 1941 года в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород). После окончания средней школы поступил в Горьковский политехнический институт. В 1965 году окончил институт по специальности «инженер-механик».
Трудовую деятельность начал в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ): прошёл путь от разнорабочего до начальника участка штамповки прессового производства.
Из воспоминаний В.В. Каданникова: «Пришёл я на Горьковский завод мальчишкой ещё. Начал работать слесарем. После института вернулся на этот же завод. Мастер, старший мастер, начальник участка. Всё в одном и том же прессовом цехе… Всё в Горьком крутилось вокруг завода. Мы, мальчишки, знали, что вырастем и пойдём работать туда. Как предназначение такое. Эти заводские гудки, коммуналки автозаводского микрорайона, разговоры о заводе – они входили в сознание первыми, и ничего другого мы не знали».
В мае 1967 года Владимир Каданников приехал в город Тольятти на строящийся Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Первая должность Владимира Васильевича на будущем автогиганте – заместитель начальника цеха крупной штамповки прессового производства.
В феврале 1968 года В.В. Каданникова вместе с большой группой советских специалистов с определённым опытом работы отправили на обучение в город Турин (Италия), где располагался автомобильный концерн «ФИАТ».
По словам Владимира Васильевича, обучение в Италии сыграло огромную роль в его производственной деятельности и будущей карьере на ВАЗе: «…Я ощущал себя чистым листом, на котором появляются первые вразумительные строчки.… Например, впервые особенно ясно стало, что высокое качество в условиях массового производства обеспечивается нормированным заданием, строго обоснованными технологическими нормами, что перевыполнение заданий в условиях массового производства вредно и для рабочего, и для качества. Да и на многие стороны организации производства, технологии, не говоря уж об оборудовании, методах контроля и управления, пришлось взглянуть иначе. Такого опыта у нас в стране не было».
А в сентябре 1968 года, набравшись опыта в контактах с иностранными фирмами, Владимир Каданников по решению генерального директора строящегося ВАЗа В.Н. Полякова снова направляется в Турин, чтобы уже руководить технической делегацией автозавода. На тот момент Каданникову было всего 28 лет.
Благодаря колоссальной работоспособности и целеустремлённости карьера Владимира Васильевича на автомобильном предприятии планомерно развивалась – начальник цеха крупной штамповки прессового производства, заместитель директора, а затем директор прессового производства, и, наконец, заместитель генерального директора по производству объединения «АвтоВАЗ».
В 1986 году в соответствии с программой ускорения социально-экономического развития страны на Волжском автомобильном заводе был создан отраслевой научно-технический центр (НТЦ) легкового автомобилестроения. Директором НТЦ был назначен В.В. Каданников, который занимал пост первого заместителя генерального директора объединения «АвтоВАЗ».
В 1988 году по инициативе руководства объединения «АвтоВАЗ» был учреждён первый коммерческий банк Поволжья – «АвтоВАЗбанк». В 1990-е гг. В.В. Каданников являлся председателем Наблюдательного Совета банка.
20 декабря 1988 года на Волжском автомобильном заводе состоялись выборы (впервые на конкурсной основе!) нового генерального директора. Конкурсную комиссию по выборам руководителя автогиганта возглавил заместитель министра автомобильной промышленности А.С. Кобзев. В течение двух недель шла подготовка к конференции трудового коллектива предприятия. Выдвигались, обсуждались, утверждались кандидатуры на пост генерального директора, состоялись 32 встречи кандидатов с трудовыми коллективами, на которых вазовцы познакомились с программами соискателей на руководящую должность.
Владимир Каданников был выдвинут на должность генерального директора коллективами научно-технического центра (НТЦ) и прессового производства ВАЗа. Главный тезис программы Владимира Васильевича – путь к решению острых социальных проблем находится в сфере экономики. Важной задачей на ближайшую перспективу В.В. Каданников считал техническое перевооружение завода.
Среди других кандидатов в выборах принимали участие: первый заместитель генерального директора объединения «АвтоВАЗ» Алексей Васильевич Николаев и директор сборочно-кузовного производства (СКП) ВАЗа Николай Васильевич Ляченков.
В первом туре выборов, по сообщению счётной комиссии, большинство голосов не набрал ни один из кандидатов. Во втором туре победу одержал Владимир Васильевич Каданников, став генеральным директором Волжского автомобильного завода и всего Волжского объединения по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ».
Но это было не последнее голосование в профессиональной и политической карьере Владимира Васильевича. Например, 26 марта 1989 года состоялись первые альтернативные выборы народных депутатов СССР. В.В. Каданников стал народным депутатом по Автозаводскому территориальному округу № 211, получив 78,3 процента голосов (168 125 избирателей).
В первой половине 1990-х гг., став акционерным обществом, «АВТОВАЗ» преодолевал различные трудности, пытался сохранить свой кадровый потенциал, создавал современную дилерскую сеть и готовил к серийному выпуску новые модели автомобилей. В итоге деятельность В.В. Каданникова на посту руководителя огромного предприятия привлекла внимание органов высшей государственной власти Российской Федерации.
25 января 1996 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан Указ № 100 о назначении Владимира Васильевича Каданникова первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. 31 января 1996 года Б.Н. Ельцин вручил вице-премьеру Правительства РФ В.В. Каданникову орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В ноябре 1996 года после государственной службы В.В. Каданников вновь возвращается на должность председателя Совета директоров АО «АВТОВАЗ». Руководящий пост Владимир Васильевич занимал до ухода на пенсию в октябре 2005 года.
В 2000-2010-е гг. активно занимался работой в банковской сфере.
Государство высоко оценило работу Владимира Васильевича, наградив орденом «Знак Почета» (1971 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1973 г.), орденом Ленина (1980 г.), орденом Дружбы народов (1986 г.).
30 апреля 1991 года Указом Президента СССР М.С. Горбачёва за большой личный вклад в увеличение производства легковых автомобилей, эффективную новаторскую деятельность и успешное решение социальных вопросов генеральный директор объединения «АвтоВАЗ» В.В. Каданников был представлен к званию Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».
Заслугами Владимира Васильевича в годы его руководства автозаводом стали запуск серийного производства автомобилей «Ока» (ВАЗ-1111), ВАЗ-21099 (одна из самых популярных моделей в России начала 1990-х гг.), «Нива» (ВАЗ-21213), ВАЗ-2110; разработка новых конструкций автомобилей ВАЗ-1116, ВАЗ-1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119, ВАЗ-2120, ВАЗ-2123; организация внешней сборки автомобиля ВАЗ-21093 в Финляндии; появление совместного предприятия с американской корпорацией General Motors (выпуск автомобилей Chevrolet Niva).
В.В. Каданников автор ряда научных статей, посвящённых истории Волжского автомобильного завода.
Из социальной политики В.В. Каданникова можно выделить:
Несмотря на большую занятость, связанную с руководством предприятием, Владимир Васильевич много внимания уделял культурному развитию города Тольятти. Благодаря его усилиям были построены Спасо-Преображенский собор и Православная гимназия. Также был создан и развивался Драматический театр «Колесо».
За активную благотворительную деятельность, инициативное участие в строительстве Спасо-Преображенского собора г. Тольятти В.В. Каданников награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, орденами благоверного князя Даниила Московского II и III степени.
За активную созидательную деятельность Владимир Васильевич награждён орденом «Во имя России».
В 2004 году удостоен звания «Почётный гражданин Самарской области».
За особые заслуги перед городским сообществом, за выдающиеся достижения и высокое профессиональное мастерство в области развития автомобильной индустрии городского округа Тольятти и Российской Федерации решением Думы городского округа Тольятти от 22.05.2013 г. № 1211 Владимиру Васильевичу Каданникову присвоено звание «Почётный гражданин городского округа Тольятти».
Скончался 3 июня 2021 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в городе Москве.
Семизоров Николай Фёдорович
07.01.1924 – 07.09.1999
Николай Фёдорович Семизоров родился 7 января 1924 года в станице Багаевской Багаевского района Донской (ныне – Ростовской) области в крестьянской (казачьей) семье.
В 1941 году окончил среднюю школу № 3 г. Новочеркасска и поступил на строительный факультет Новочеркасского индустриального института имени Серго Орджоникидзе. Параллельно с учёбой в институте, до февраля 1942 года, работал учителем начальных классов в средней школе №12 г. Новочеркасска. В 1943 году вступил в комсомол, затем призван в ряды Красной Армии.
В годы Великой Отечественной войны служил рядовым в составе 9-го гвардейского полка 387-й стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии Южного фронта. Был комсоргом роты. Участвовал в боях за освобождение от немецких войск города Новочеркасска, станицы Генеральской и посёлка Матвеев Курган Ростовской области. После тяжёлого ранения и госпиталя служил командиром отделения учебного батальона в составе 83-го запасного стрелкового полка 28-й запасной стрелковой дивизии. В 1944 году был демобилизован по состоянию здоровья и вернулся в родную станицу, где работал ответственным секретарём газеты «Большевик Дона». В 1945 году продолжил обучение в институте, получил квалификацию инженера-строителя по водоснабжению и канализации.
После получения диплома в августе 1950 года приехал на стройку гидроэлектростанции в город Ставрополь Куйбышевской области. Работал инженером производственно-технического отделения Ставропольского строительного района Управления строительства «Куйбышевгидрострой» МВД СССР.
23 марта 1951 года был назначен главным инженером 2-го строительного участка Левобережного (впоследствии Комсомольского) района промышленного и гражданского строительства.
За первые 12 лет работы прошёл путь от молодого инженера до начальника строительно-монтажного управления № 3 (СМУ-3) Куйбышевгидростроя.
В ноябре 1962 года Николай Фёдорович был назначен начальником Управления строительства «Куйбышевгидрострой».
Под руководством Н.Ф. Семизорова многотысячный коллектив строительной организации возводил жилые, социальные и промышленные объекты в Тольятти, Жигулёвске, Новокуйбышевске, Оренбурге и других городах СССР. Среди наиболее значимых промышленных предприятий нашего города, построенных в годы работы Николая Фёдоровича на посту руководителя, можно выделить следующие:
При возведении Автозаводского района города Тольятти Куйбышевгидростроем внедрялись самые современные методы того времени. В короткие сроки строились не просто дома – целые улицы и кварталы, десятки школ и детских садов, а также социально-культурные, бытовые, торговые и медицинские учреждения.
Николай Фёдорович проявил себя как руководитель нового типа, решающий масштабные задачи точным инженерным расчётом, механизацией и жёсткой специализацией. При нём внедрялись сетевые графики (графические изображения технологической последовательности выполнения работ на объекте или нескольких объектах с указанием их продолжительности и всех временных параметров, а также общего срока строительства), поощрялись изобретательство и рационализация. Была создана чёткая структура трестов: одни занимались возведением «нулевых циклов» (первоначальные этапы строительства), другие – монтажом, третьи – отделочными работами; одни строили исключительно жильё и объекты социальной инфраструктуры, а другие – промышленные предприятия.
В мае 1987 года Н.Ф. Семизоров ушёл на заслуженный отдых.
Избирался членом Куйбышевского областного комитета (обкома) и бюро Тольяттинского городского комитета (горкома) КПСС, депутатом Тольяттинского городского Совета, Куйбышевского областного Совета и Верховного Совета РСФСР, делегатом XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС.
Награждён орденами Ленина за строительство Куйбышевской гидроэлектростанции (1958 г.) и за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана по развитию энергетики страны (1966 г.).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию энергетики страны Николаю Фёдоровичу Семизорову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».
Заслуженный строитель РСФСР (1975 г.).
Решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 17 июня 1981 года № 272/11 за особые заслуги перед городом Тольятти в его хозяйственном и культурном строительстве и общественной деятельности Николаю Фёдоровичу Семизорову присвоено звание «Почётный гражданин города Тольятти».
Награждён орденом Отечественной войны I степени (1985 г.).
Награждён Почетной грамотой Думы города Тольятти (1999 г.).
Николай Фёдорович стал одним из организаторов и учредителей Благотворительного фонда помощи ветеранам Куйбышевгидростроя. Сейчас организация носит имя Н.Ф. Семизорова и ведёт активную общественную деятельность.
Скончался 7 сентября 1999 года. Похоронен в городе Тольятти Самарской области.
Ермаков Юрий Викторович
29.01.1924 – 26.07.1997
Юрий Викторович Ермаков родился 29 января 1924 года в посёлке Рассказово Тамбовского уезда Тамбовской губернии (ныне – город Рассказово Тамбовской области). Участник Великой Отечественной войны, служил в 1-й отдельной гвардейской мотострелковой Калинковичской дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригаде (входила в состав 1-го гвардейского танкового Донского ордена Ленина Краснознамённого ордена Суворова корпуса), гвардии сержант.
После войны поступил в высшую офицерскую школу в г. Ленинграде, которую с отличием окончил. Отличникам предоставляли право выбрать, куда отправиться по распределению, и Юрий Викторович выбрал строительство Куйбышевской гидроэлектростанции на р. Волге вблизи города Ставрополя.
Семья Ермаковых приехала в Ставрополь летом 1951 года. Снимали комнату у горожан Никитиных, а затем переехали в Портпосёлок, где жили в коммуналке на двух хозяев. Ю.В. Ермаков работал заместителем редактора газеты «Ленинское знамя», печатного органа политического отдела Кунеевского исправительно-трудового лагеря МВД СССР, а также готовил материалы для ведомственной газеты Куйбышевгидростроя «Гидростроитель».
После ввода гидроузла в эксплуатацию Ермаковы переехали на новое место – три года провели в Кемеровской области по месту службы Юрия Викторовича.
В начале 1960-х гг. семья вернулась обратно в Ставрополь, жили в Соцгороде на улице Белорусской. Ю.В. Ермаков работал в газете «Гидростроитель».
Известен случай, когда для тяжело заболевшей дочери супругов Ермаковых начальник «Куйбышевгидростроя» Иван Васильевич Комзин распорядился послать в город Куйбышев свой личный самолёт, чтобы привезти для девочки врача.
Награждён медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», орденом Отечественной войны II степени (1985 г.).
Кауфман Яков Давыдович
15.07.1915 – не установлено
Яков Давыдович (в некоторых источниках – Давидович) Кауфман родился 15 июля 1915 года в местечке Иванков Иванковской волости Радомысльского уезда Киевской губернии (ныне – п.г.т. Иванков Вышгородского района Киевской области Республики Украина).
В ряды Рабоче-крестьянской Красной армии был призван 1 марта 1938 года. В 1939 году в звании сержанта государственной безопасности проходил службу в Управлении НКВД по Московской области. В годы Великой Отечественной войны и до 1951 года служил на Дальнем Востоке в структуре УНКГБ – УМГБ по Приморскому краю.
В 1951 году Яков Давыдович был переведён в город Ставрополь Куйбышевской области, где шло строительство гидроэлектростанции на р. Волге. Закончил службу в 1954 году в звании майора государственной безопасности.
После службы в органах госбезопасности Я.Д. Кауфман работал начальником отделения ресурсов Управления водохранилища Дирекции строящейся Куйбышевской ГЭС. Управление водохранилища обеспечивало оформление отвода земель, переселение населения и перенос строений, а также лесоочистные работы и санитарную подготовку зоны затопления. Затем стал референтом начальника Управления строительства «Куйбышевгидрострой».
Яков Давыдович в первой половине 1950-х гг. организовал и на протяжении долгих лет возглавлял городское литературное объединение «Огни Жигулей».
Является автором литературных произведений: сборники стихов для детей – «Отгадай» (1947 г.), «На пороге солнечной страны» (1948 г.), «Хозяйка» (1949 г.), «Опасный огонёк» (1951 г.), «Волжское диво» (1961 г.), а также рассказа для школьников «Там, где все герои: рассказы о строителях Волжской ГЭС им. В.И. Ленина» (1961 г.).
Награждён орденом «Знак почёта» (дважды – 1943 г., 1958 г.), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «За победу над Японией».
Поляков Виктор Николаевич
03.03.1915 – 01.06.2004
Виктор Николаевич Поляков родился 3 марта 1915 года в городе Томске в семье служащего. В 1920-х гг. семья В.Н. Полякова переезжает в Москву.
Трудовую деятельность начал в 1930 году учеником слесаря в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1934-1937 гг. – техник, мастер, а затем заместитель начальника цеха ремонта шасси Московского авторемонтного завода № 3. Совмещая работу с учёбой, в 1938 году успешно окончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной армии был призван в 1938 году. Участник Великой Отечественной войны. Служил в ремонтно-восстановительных батальонах Западного и Карельского фронтов. В октябре 1941 года был ранен. Войну закончил в звании инженер-майора.
После Великой Отечественной войны работал на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА), выпускавшем легковые автомобили «Москвич»: начальник лаборатории, начальник цеха, заместитель главного инженера, главный конструктор, главный инженер, а с 1958 по 1963 год – директор МЗМА.
С 1963 по 1965 год – заместитель председателя, председатель Совета народного хозяйства Москвы.
В 1965 году назначен заместителем министра автомобильной промышленности СССР.
1966-1975 гг. – генеральный директор Волжского автомобильного завода.
1975-1986 гг. – министр автомобильной промышленности СССР.
1999-2004 гг. – директор аналитического центра ОАО «АВТОВАЗ».
Виктор Николаевич Поляков внёс значительный вклад в развитие советской и российской автомобильной промышленности. Его имя неразрывно связано с рождением и становлением огромного комплекса Волжского автомобильного завода, создание которого само по себе стало уникальным событием - по срокам, темпам строительства и освоения производственных мощностей. Тысячи людей под руководством Виктора Николаевича возвели уникальное отечественное автомобильное предприятие, известное на весь мир.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию автомобильной промышленности Полякову Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
За особые заслуги перед городским сообществом решением Тольяттинской городской Думы от 09.03.1995 года № 86 Полякову Виктору Николаевичу присвоено звание «Почётный гражданин города Тольятти».
Кустов Юрий Андреевич
12.05.1930 г.р.
Юрий Андреевич Кустов родился 12 мая 1930 года в селе Красные дома Куйбышевской области.
В 1952 году окончил физико-математический факультет Куйбышевского государственного педагогического института.
Кустов Юрий Андреевич – высококвалифицированный специалист в области педагогики, теории и методики профессионального образования. Свою педагогическую деятельность начал в 1952 году учителем физики и завучем школы №2 города Ставрополя Куйбышевской области, в которой обучались дети строителей Куйбышевской ГЭС. Как один из лучших учителей физики города в 1956 году был приглашен на работу в вечерний филиал Куйбышевского индустриального института (ныне – Тольяттинский государственный университет).
За время работы в вузе он внес существенный вклад в его становление, развитие, научную организацию и педагогизацию учебно-воспитательного процесса. По его инициативе введено ежегодное проведение августовских совещаний преподавателей, научно-практические конференции, конкурсы научно-методических работ, создана система повышения преподавателей в педагогической должности в зависимости от их конкретного вклада в совершенствование технологии обучения студентов.
При активном участии Кустова Ю.А. был создан и свыше 20 лет функционирует экспериментальный учебно-научно-производственный комплекс г. Тольятти по непрерывному образованию: «Школа – профучилище – колледж – вуз – производство», разработаны и внедрены в практику инновационные технологии подготовки специалистов, многоуровневая подготовка кадров, непрерывная математическая и экономическая подготовка студентов, целевая подготовка специалистов для предприятий, система повышения педагогического мастерства преподавателей всех звеньев образования, вовлечение их в научно-педагогические исследования по актуальным проблемам непрерывного профессионального образования.
Кустов Ю.А. – специалист в области проблем преемственности в системе непрерывного профессионального образования. В его докторской диссертации и монографиях не только раскрыта сущность понятия «преемственность в педагогике», но и намечено свыше 10 групп проблем преемственности в системе непрерывного образования, совокупность которых представляет собой новое научное направление в профессиональной педагогике.
Тематика руководимых им научно-педагогических исследований входит в Координационные планы важнейших научно-педагогических исследований Учебно-методического объединения учебных заведений по профессионально-педагогическому образованию (г. Екатеринбург) и Поволжского отделения Российской академии образования (г. Казань). Опубликованное им в 1999 году учебное пособие «Преемственность в системе непрерывного образования» с грифом УМО ППО Президиумом ПО РАО признано одним из лучших за этот год в Поволжском регионе. По итогам выполнения темы Координационного плана НИР за 1996-2000 гг. и эффективную инновационную деятельность Кустов Ю.А. в 2000 г. Президиумом УМО ППО награжден Почетной грамотой.
До конца 2000 г. он активно работал по аттестации преподавателей высшей квалификации в составе трех диссертационных Советов по педагогическим специальностям: Тольяттинском политехническом институте, Саратовском государственном университете, Самарском государственном педагогическом университете. Под научным руководством Кустова Ю.А. подготовлено и защищено 31 кандидатских, 3 докторских диссертации по теории и методике профессионального образования и методике преподавания физики.
Профессор Кустов активный участник конгрессов, симпозиумов по тематике исследований, входящих в «Координационный план НИР по проблемам профессионально-педагогического образования Российского профессионально-педагогического университета», а также в «Координационный план НИР Поволжского отделения Российской Академии образования» и т.д.
Возглавляемый им свыше 8 лет факультет повышения квалификации и переподготовки кадров закончили многие руководящие работники местных предприятий, преподаватели и учителя учебных заведений города Тольятти.
Кустов Ю.А. является членом Совета Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию, председателем Президиума Самарского областного отделения педагогического общества, членом Совета Поволжского отделения Российской Академии образования, ведет большую работу по аттестации учебных заведений Самарской области.
За создание авторской научной школы по разработке актуальных проблем непрерывного профессионального образования Кустову Ю.А. в 1999 году была присуждена городская премия имени В.Н. Татищева. В 2004 году награжден второй премией имени В.Н. Татищева за комплекс учебных пособий в помощь слушателям курсов повышения квалификации работников образования.
Автор 274 научных публикаций, в том числе 18 монографий, 15 тематических сборников научно-методических работ, вышедших под научной редакцией Кустова Ю.А., 28 научно-методических рекомендаций в помощь преподавателям и аспирантам, Сертификата-лицензии Международной регистрационной палаты интеллектуальной и информационной новизны, активный участник многих сборников статей всероссийских и международных конференций.
Кандидат педагогических наук (1965), доктор педагогических наук (1991), доцент (1967), профессор (1992).
Стаж работы (на 2005 год): общий – 52 года; в ТолПИ, ТГУ – 48 лет; в системе высшего профессионального образования – 48 лет.
Награды: