Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

Источники загрязнения будут найдены

10 октября 2018

 

В августе-сентябре этого года в различные ведомства поступило более 450  обращений тольяттинцев  на присутствие химического запаха в атмосферном воздухе.

Что могло послужить источником: выбросы автомобильного транспорта или промышленных и химических предприятий, до сих пор неизвестно. 

Многие эксперты уверены, что для организации оперативного мониторинга атмосферного воздуха городу необходима мобильная лаборатория.

О возможных путях решения этой проблемы рассказала руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды Надежда Павлинова:

- Действительно, в период с начала августа до 17 сентября в Тольятти наблюдался аномальные метеорологические условия, способствующий накоплению вредных веществ в атмосфере. В этот период был отмечен ряд превышений предельно допустимых концентраций (от 1,1 ПДК до 2,7 ПДК) по аммиаку, диоксиду азота, формальдегиду и бензолу. При этом случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферы в Тольятти зафиксировано не было.

- Что, по вашему мнению, является причиной такого резкого ухудшения экологии в городе?

- Причин здесь может быть несколько. Все мы знаем, что Тольятти является одним из крупнейших индустриальных центров Поволжья, где сконцентрировано более 35% промышленного потенциала Самарской области, что обуславливает значительную техногенную нагрузку на окружающую среду.

Наш горд уникален тем, что у нас все три района разделены довольно крупной лесополосой, которая раньше была способна фильтровать накапливающиеся выбросы. Но, к сожалению, сгоревший в 2010 году лес  мог усугубить обстановку. К тому же в последние годы можно наблюдать некоторые климатические изменения. В последние 2-3 года можно отметить, что длительные периоды неблагоприятных метеорологических условий наблюдаются в феврале и августе-сентябре.

Немаловажным фактором, влияющим передвижение воздушных масс в городе, может быть и многоуровневая застройка: когда в одном районе сконцентрированы высотные дома и малоэтажки. Это может влиять на  перемещение воздушных масс и рассеванию примесей.  

Еще одной проблемой является автотранспорт. По данным проведенных по заказу администрации исследований вклад автомобильного транспорта  в загрязнение атмосферного воздуха составляет 65%.  Увеличению влияния выбросов автотранспорта может послужить также использование некачественного топлива, не отрегулированная топливная система.

- В конце этого лета жителей беспокоил химический запах. Есть ли способы определить источники его появления.

- Способы безусловно есть. Но для этого необходимо проведение исследований, которое займет определенное время. Администрацией городского округа Тольятти ежегодно в рамках природоохранных мероприятий организована работа по получению специализированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнению по данным  восьми стационарных постов наблюдения.  Мониторинг атмосферного воздуха на стационарных постах проводится 3-4 раза в сутки по 23 примесям. Ежедневно информация из Тольяттинской специализированной гидрометеообсерватории поступает в администрацию, анализируется и размещается для информирования населения в электронном экологическом атласе, размещенном на официальном портале. Мониторинг осуществляется согласно утвержденной программе Росгидромета. Система мониторинга в городском округе Тольятти была организована в 1973 году, и назрела  необходимость в ее изменении,  в том числе в части увеличения перечня контролируемых примесей для более полной картины скрининга воздушных масс.

Вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят не только крупные промышленные предприятия и автотранспорт, но и мелкие производства.

В городе 550 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

- 172 объекта, зарегистрированные в федеральном государственном реестре;

- 378 объектов, зарегистрированные в региональном государственном реестре.

 В настоящее время проводятся совместные проверки органами прокуратуры с привлечение  специалистов отдела государственного экологического надзора. Проверено 33 предприятия и до конца октября, я думаю, будет известен список нарушителей.

  -  Что вам мешает провести внеплановую оперативную проверку всех предприятий и найти источник загрязнения?

- Прежде все, закон, согласно которому мы не имеем право проводить проверку юридического лица без конкретных доказательств, что именно оно причиняет вред окружающей среде, таким образом, сначала необходимо найти источник, определить юридическое лицо, а потом проводить проверку. Каждый год меняется прироодохранное законодательство, вводятся дополнительные ограничения для контролирующих органов, поэтому сложно найти выход и не упустить сложившуюся ситуацию по экологии. В 2018 году нами запланировано более 100 плановых проверок, а прокуратура согласовала лишь 27. На мой взгляд, нужно пересматривать  законодательство и увеличивать полномочия органов местного самоуправления в вопросах экологии.

В соответствии с изменениями природоохранного законодательства, с 2019 года  стационарные источники на объектах I категории должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

По информации предприятий, крупные предприятия Тольятти готовы к формированию плана мероприятий по внедрению систем непрерывного автоматического контроля после вступления в силу нормативно-правовой базы, позволяющей определить порядок выполнения данных требований федерального законодательства (в том числе должны быть утверждены: перечень предприятий по Тольятти, обязанных к выполнению данных требований; стандарты, определяющие  технические и метрологические требования к системам автоматического контроля и передаче данных).

Внедрение такой системы позволит снять многие вопросы.   

- Какие меры реагирования предпринимаются со стороны администрации, чтобы стабилизировать экологическую обстановку?

- Администрация оперативно отреагировала на появление химического запаха в атмосферном воздухе и на поступающие обращения граждан. Были своевременно проинформированы все соответствующие надзорные органы организован (Управление Росприроднадзора по Самарской области, Территориальный отдел Территориального Управления Роспотребнадзора по г. Тольятти, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура), кроме этого велась систематическая работа с химическими предприятиями, был организован круглый стол, оперативно получались данные промышленно-санитарных лабораторий. Были организованы дополнительные маршрутные исследования.  Проведены: межведомственное совещание, заседание экологического Совета. В целях информирования населения систематически размещалась информация о данных мониторинга и сведений по итогам отборов проб привлекаемых лабораторий, в том числе лаборатории, предоставленной СИБУРом. 

В целях координации действий служб и ведомств, взаимодействия с общественностью, привлечения научного потенциала создана рабочая группа, в которую вошли 27 представителей. Их работа будет направлена на разработку мероприятий по улучшению экологической ситуации в городе, в том числе одним из основных вопросов работы рабочей группы является вопрос организации исследований состава атмосферного воздуха с учетом антропогенной нагрузки и влияния климатических факторов.   

Хочется отметить, что во второй половине сентября ситуация нормализовалась, неблагоприятные метеорологические условия практически не наблюдаются. Работа по проведению мониторинга атмосферного воздуха продолжается.

- Планирует ли город приобрести свою независимую лабораторию, способную фиксировать все вредные примеси в городском воздухе?

- Вопрос приобретения мобильной лаборатории ставился неоднократно с 2008 года. В силу ряда обстоятельств, в том числе законодательных, финансовых, это вопрос решен не был.  Но учитывая 2-3 летние климатические наблюдения, а так же то факт, что не вся по всей специфике выбросов в настоящее осуществляется мониторинг, необходимость в мобильной лаборатории встала наиболее остро.  Но прежде чем приобретать мобильную лабораторию, нам необходимо понять, по каким критериям ее оснащать, какому перечню примесей.  Определить уровень оснащенности лаборатории одна из задач сформированной рабочей группы.

Резюмируя все вышесказанное, я хочу сказать, что в силу своих должностных обязанностей, и как житель этого города, для меня вопрос благоприятной окружающей среды один их самых основных. Задача всех природоохоранных служб - определить основные источники загрязнения атмосферы, обязать предприятия соблюдать природоохранное законодательство.