В условиях современной тотальной цифровизации и высокого темпа жизни чрезвычайно важно проявлять бдительность в отношении своих персональных данных и оценивать риски, передавая информацию о себе. Например, контрагенту может быть нужен только номер телефона, а он запрашивает ИНН, адрес прописки и т. д. Совершая действия на Интернет-сайтах - обязательно читайте положение о предоставляемом вами согласии на обработку персональных данных.
Необходимо беречь от посторонних посягательств носитель, на котором хранится информация для создания электронной подписи. При получении квалифицированного сертификата электронной подписи важно установить надежный PIN-код к хранилищу ключевой информации и держать пароль в тайне. Если возникло подозрение, что конфиденциальность ключевой информации была нарушена, надо незамедлительно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший квалифицированный сертификат подписи, чтобы приостановить или прекратить его действие.
Надо понимать, что самой электронной подписью завладеть нельзя, речь идёт о возможных посягательствах на инструмент для создания подписи от чьего-либо имени. Таким инструментом служит так называемый закрытый ключ электронной подписи – это конфиденциальная информация владельца сертификата электронной подписи. В совокупности сертификат подписи и соответствующий ему закрытый ключ являются аналогом личной подписи гражданина, а для юридических лиц аналогом подписи руководителя и печати. Доступ посторонних лиц к закрытому ключу электронной подписи является несанкционированным.
Получить его мошенник может двумя способами. Во-первых, взять оставленный без присмотра USB-носитель (флэшку/токен) с ключевой информацией, подписать необходимые электронные документы и вернуть его на место. Во-вторых, найти удостоверяющий центр, который в нарушение 63-ФЗ «Об электронной подписи», поверхностно относится к процедуре удостоверения личности заявителя и обработке персональных данных. Недобросовестные центры могут довольствоваться идентификацией предполагаемого будущего владельца подписи при помощи скан-копий документов и фотографии, отправленных по электронной почте.
В этой связи, Кадастровая палата выступает за усиление контроля за деятельностью аккредитованных удостоверяющих центров и повышение их ответственности. Например, не стоит доверять аккредитованным удостоверяющим центрам, обещающим выдать сертификат дистанционно, без визита в их офис.
"На единичные случаи мошенничества с недвижимостью с использованием электронной подписи – государство отреагировало оперативно. С 13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 286-ФЗ, регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении сделок с недвижимостью. По новым правилам провести такие сделки можно только с письменного согласия собственника недвижимости. Для этого нужно подать специальное подписанное собственноручно заявление в МФЦ" - рассказал директор Кадастровой палаты по Самарской области Андрей Жуков.
Не распространяются эти правила на документы, заверенные электронными подписями, выданными аккредитованным удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты, такие документы по умолчанию принимаются в работу. Это говорит о высоком уровне доверия к Кадастровой палате и о безукоризненной репутации нашего Удостоверяющего центра, отметил Андрей Жуков.
Срок действия сертификата электронной подписи, выдаваемой в Кадастровой палате по Самарской области, составляет 15 календарных месяцев. Дополнительную информацию можно получить по телефону в Самаре: 8 (846) 200 50 28 (доб.4)
Перечень возможных действий с электронной подписью большой: получение сведений об объектах недвижимости, подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав, наложение запрета на проведение сделок с недвижимостью без его участия, дистанционное подписание трудового договора и многое другое.