19 апреля исполняется ровно 50 лет с того дня, как первый автомобиль Волжского автомобильного завода ВАЗ-2101 "Жигули" сошел с конвейера. Полувековой юбилей наша "копейка" отмечает с солидным багажом достижений. За это время модель успела стать легендарным и по-настоящему народным автомобилем, который до сих пор бороздит просторы всего мира.
В предстоящее воскресенье Тольятти отмечает долгожданный и знаковый юбилей -в этот день в далеком 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошли первые шесть седанов ВАЗ-2101 "Жигули". Сборка машин осуществлялась в ночь с 18 на 19 апреля. Кстати, 19 апреля 1970 года тоже было воскресным днем. "Жигули" торопились выпустить к особенной дате, которую страна отмечала 22 апреля - столетие В.И. Ленина.
Первые "Жигули" получили всем нам известный логотип с серебристой ладьёй. Стилизованная буква "В" в этой эмблеме означает ВАЗ, а ладья -символ движения. Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием. За машиной закрепились и всем известные народные, ласковые прозвища - "единичка", "Жигулёнок", "ноль первая". А слово "копейка" стали применять гораздо позже, уже в 90-х годах.
Продажи "Жигулей" начались в августе 1970 года. Первый проданный автомобиль вишнёвого цвета хранится сейчас в музее АВТОВАЗа.
Массовое производство "Жигулей" было налажено довольно быстро, только до конца 1970 года вазовцы собрали более 23 тысяч машин.
На "единичку" устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным - 120 л.с.(!) был роторно-поршневой двигатель. Опытно-промышленная партия таких машин была выпущена для советских спецслужб.
Слово "Жигули" не подходило для экспорта, так как неблагозвучно звучит в ряде языков, поэтому при поставках за рубеж уже тогда использовали название LADA. Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году - в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом автомобили LADA любили за прочность и за низкую цену.
За 18 лет производства ВАЗ-2101, было изготовлено 4,8 миллиона машин. "Копейка" стала самой массовой моделью в истории не только АВТОВАЗа, но и всего российского автопрома.
ВАЗ-2101 считался надёжным, комфортным, а потому стал очень популярным. В 1973 году автомобилю был присвоен Государственный знак качества. По итогам опроса журнала "За рулем", в котором приняли участие свыше 80 тыс. человек, ВАЗ-2101 был назван "Российским автомобилем столетия".
"Единичка" успешно используется и сейчас - в настоящее время на российском учете стоит около 400 тысяч автомобилей данной модели! Сегодня LADA 2101 является предметом коллекционирования. Клубы любителей этого автомобиля действуют как в России, так и в Европе. Разумеется, такой клуб существует и в Тольятти. Ежегодно в День открытых дверей на АВТОВАЗе проходит ретро-выставка с участием отреставрированных "Жигулей", на которые по сей день приходят любоваться тысячи тольяттинцев и гостей города.
С юбилеем, "копейка"! Мы гордимся тобой!