Николай Фёдорович был великим человеком, крупным государственным деятелем, абсолютно преданным своему делу - работе - стройке, руководителем крупнейшего строительного управления второй половины 20 века Куйбышевгидростроя, Заслуженным строителем России, Почетным гражданином города Тольятти, Героем Социалистического труда, участником ВОВ.
Его жизнь связана с историей нашего города, где он не только принимал участие, но и вносил различные изменения практически в каждое предприятие и строительство города.
21 августа 1950 года Совет Министров постановил построить самую мощную ГЭС в мире, с мощностью 2 100 000 кВ и с выработкой 10,8 млрд.кВ/ч в год с 1950 по 1955 годы.Для строительства создать строительную организацию Куйбышевгидрострой. Постановление о строительстве ГЭС облетело все районы и области тогдашнего СССР.
Эта стройка стала Сталинской стройкой коммунизма. На тот период в Ставропольском створе реки Волга проживало около 20 тыс. человек. Слева – Ставрополь, Кунеевка. Справа – с. Отважное и Моркваши. Постройки в основном были одноэтажные. В этом створе до 50-х годов текла спокойная, тихая, убогая, захолустная жизнь. Отсутствовали как магистральные, так и межпоселковые, а также в селах дороги с твердым покрытием. Только в Ставрополе было несколько метров – досчатые тротуары. Отсутствовали газификация, водоснабжение, электрификация. На весь Ставрополь-на-Волге в тот период было два генератора по 15 киловатт. Не было железнодорожных подъездов, стройиндустрии, а также трудовых ресурсов, включая специалистов. Гиганту строительства на Волге нужны люди. И люди ехали на эту стройку. Фактически около 80% участники войны прибывали с недавнего военного фронта на трудовой фронт. На почтамт приходили до тысячи писем в день: из Закарпатья и Дальнего Востока, Закавказья и Крайнего Севера, из Сибири, Москвы, Ленинграда. Писали инженеры, бетонщики, трактористы, студенты последнего курса. Писали строители Днепрогэса и Комсомольска-на-Амуре. В течении года несколько тысяч молодых рабочих прибыло на строительство ГЭС. Люди приняли на себя все прелести бытия. Жили в землянках, палатках, во времянках, в бараках без удобств. Им предстояло выполнить огромные объемы работ.
В сентябре 1950 года Николай Федорович сошел с парохода на берег Ставрополя-наВолге со своей женой с чемоданом из фанеры. Н.Ф. Семизоров начинал работать в СМУ левого берега десятником, старшим десятником, а затем руководителем Района промышленного и гражданского строительства.
В 1957 году были запущены 20 турбин и было проложено более 4 тыс.км электросетей. Высоковольтные линии электропередачи протянулись на тысячи километров - до Москвы и Урала. Тысячи предприятий получили электричество по постоянной схеме. Свет пришел в десятки тысяч населенных пунктов. И как результат этой стройки в 1958 году 10 августа, на день строителя, Государственная Правительственная комиссия запустила Волжскую ГЭС в эксплуатацию на полную мощность. В этом же году прошла реорганизация СМУ правого и СМУ левого берега. Вновь были организованны СМУ 1,2 6-8, которые занимались строительством промышленных объектов. А руководителем СМУ-3 был назначен Н.Ф. Семизоров, как на правом, так и на левом берегу. Он занимался строительством жилья и соцкультбыта.
К концу 1961 года команда И.В. Комзина, руководители подразделений, многие из которых были награждены орденами и медалями, некоторым из них было присвоено звание - Герои Социалистического Труда, уходили с повышением на строительство других объектов по стране, а также в Минэнерго СССР, на повышение. Некоторые набирали команду, как И.В. Комзин – забрав с собой более 2000 человек классных специалистов и уехав на строительство Асуанской ГЭС, некоторые также уехали в Афганистан.
В 1962 году Николай Федорович был назначен начальником Управления Ордена Ленина Куйбышевгидростроя. Ему было 38 лет. И пришедшие мастистые руководители Комзинской закалки восприняли это назначение довольно-таки скептически. В это время профессионалы-гидротехники осваивали объекты промышленных и химических заводов, строились мощности на заводах: ВЦМ, Электротехнический. Кроме этого, было объявлено о трех комсомольских ударных стройках: Синтезкаучук, КуйбышевАзот, Химзавод. Ежегодно увеличивались мощности Тольяттинской ТЭЦ.
Куйбышевгидрострой уверенно шагал в ногу со временем. Вместе с производственными и промышленными объектами успешно решались задачи по дальнейшему повышению народного благосостояния. В кратчайшие сроки росли кварталы благоустроенных домов, протягивавшие городские улицы. Ежегодно вводилось в эксплуатацию свыше 200 тыс. м2: жилые дома, школы, детские сады и ясли, кинотеатры, клубы, больницы, поликлиники, столовые, магазины, бани. Численность в городе насчитывалась свыше 100 тыс. человек. Также, партия и правительство уделяло особое внимание развитию сельского хозяйства. Ежегодно в колхозах сдавалось жилье, до 50 тыс. м2, зернохранилища, животноводческие корпусы, дома культуры и клубы.
В 1962 году все строящиеся в области объекты, подлежащие реконструкции, увеличению мощностей Минэнерго СССР Куйбышевэнерго были переданы Куйбышевгидрострою: Новокуйбышесвская ТЭЦ 1, 2; Безымянская ТЭЦ, Сызранская ТЭЦ, ТоТЭЦ все отопительные котельные порядка 20 штук. К этим объектам иногда привязывали по титулу строительства детские сады, школы, жилье. Молодой начальник Семизоров Н.Ф. постепенно крепчал, брал бразды управления в свои руки, начиналась Семизоровская эпоха в аппарате управления.
С 1962 года по 1965 год КГС работал стабильно, устойчиво. Успешно вводили мощности на заводах, в энергетике, жилье и объекты соцкультбыта в г. Тольятти и г. Жигулевске. Освоение денежных средств в год до 100 млн. руб.
В 1966 году грянула Вазовская эпопея. О строительстве автозавода было известно в конце 1965 года. Впоследствии, после выхода 23 съезда КПСС, было ясно определено, что выпуск легковых автомобилей в стране нужно увеличить в четыре раза. В 60-е годы выпускалось 150 тыс. автомобилей в год. В то время на 1000 человек населения приходилось шесть автомобилей.Поэтому в начале 1966 года, уже четко шел разговор о контракте с фирмой ФИАТ. На строительство автогиганта претендовали многие области, на первом этапе рассматривалось 112 площадок. После грубого отбора оставалось 39 площадок. После тщательного отсева определилось шесть основных претендентов: Горьковская, Волгодонско-Ярославская, Саратов(Балаково), Украина (Бровары), Белоруссия Минск (Гомель), Куйбышев (Тольятти).
Первый секретарь Обкома Партии А.М. Токарев (ранее секретарь комсомола КГС) прямо сказал: - «Мы будем бороться за этот завод, он сулит дать новый толчок буквально всем отраслям и населению нашего государства, особенно для Куйбышевской области». Тогда и была сформирована рабочая комиссия в составе 2-го секретаря Обкома партии В.Ф. Ветлицкого, начальника КГС Н.Ф. Семизорова, главного архитектора области К.П.Яковлева, главного инженера КБШ железной дороги Г.Т. Глазкова и главного инженера КБ «Промстройпроекта» С.П. Поликарпова. От Правительства главным куратором был заместитель председателя Совета Министров СССР В.Н. Новиков. В.Н. Новиков и В.Ф. Ветлицкий были знакомы и ранее, во время боевых действий, на одном из фронтов. На протяжении четырех месяцев резиденция команды была в большом номере люкс в гостинице Москва, где осуществлялся анализ делался по целому комплексу разнообразных показателей.
Хочу отметить – дело это было тогда новое, под специальную математическую программу, разработанную в Центральном экономико-математическом институте Академии Наук СССР. Впервые в практике нашего строительства судьбу решила ЭВМ на основе определения наиболее оптимального варианта. 19 июля Куйбышевская группа была приглашена всем составом к заместителю Предсовмина В.Н. Новикову. Он еще раз хотел перед решающим заседанием Политбюро получить заряд уверенности и даже передать его А.Н. Косыгину, который должен был непосредственно докладывать на Политбюро. 20 июля из приемной Новикова В.Н. раздался первый звонок. Владимир Николаевич попросил к телефону В.Ф. Ветлицкого и сообщил: только что закончилось заседание Политбюро и принято решение о посадке завода в Тольятти, он поздравил и пожелал всего доброго.
20 июля 1966 года вышло Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР за № 558, Москва, Кремль о строительстве завода по производству легковых автомобилей. Где под пунктами 4 и 5 было сказано: возложить строительство автомобильного завода в г. Тольятти на Министерство энергетики и электрификации СССР (на КГС). Разрешить, в виде исключения, Министерству автомобильной промышленности организовать до утверждения проектного задания на строительство автомобильного завода в г. Тольятти дирекцию строящегося предприятия.
22 июля Николай Федорович Семизоров был вызван в Москву на коллегию в Министерство энергетики и электрификации СССР, где предварительно были обсуждены вопросы проектирования автозавода, расширение базы строительной индустрии, привлечения к строительству специализированных субподрядных организаций, наращивания мощностей
Куйбышевгидростроя и т.д. Цифры, известны теперь всем и никого не удивляют, тогда просто потрясли. За каких-то, четыре года предстояло построить громадный комплекс автозавода, тепловую электростанцию на 520 тысяч киловатт, новый Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью свыше 2 миллиардов рублей, т.е. выполнение СМР необходимо увеличить в 4 раза. После этого известия руководители КГС Н.Ф. Семизоров и главный инженер Д.В. Еремеев, и другие руководители всех gодразделений до конца июля были в шоковом состоянии от предстоящих объемов строительно-монтажных работ. Тут было над чем задуматься. И, прежде всего, следовало оценить свои силы. Мощности «Куйбышевгидростроя» в то время определялись годовым объемом работ до 70 миллионов рублей, что было явно недостаточно, по сравнению с тем, что предстояло сделать, увеличить мощности до 350 миллионов рублей в год (а это 1 млн. руб. в сутки).
Николай Федорович прекрасно понимал, что вся ответственность за стройку ложиться на него, и что необходимо принимать часто неординарные и весьма рисковые решения. ВАЗ переходил на самый верхний уровень управления строительства в стране. Курировалась стройка Совмина СССР в лице зам. председателя Новиковым В.Н., от ЦК Партии Фролов, от Минэнерго СССР – зам. министра А.П. Александров, дважды Герой Социалистического Труда. От заказчика - В.Н. Поляков, зам. министра автомобильной промышленности СССР. От Минмонтажспецстроя в Тольятти был организован Главсредневолгопроммонтаж во главе с М. Садардиновым. От Куйбышевского Обкома – второй секретарь Обкома В. Ветлицкий и зав. Стройотделом - Апполонов. Николай Федорович прекрасно понимал, что если не начать с сентября месяца подготовку к строительству, сроки будут провалены. Уже в сентябре месяце он думал, что в течение 2-х лет необходимо принять свыше 20 тыс. человек работающих, кроме того на перспективу, начиная с 1968 года, также предоставлять жилье под будущих работающих на ВАЗе, в которое необходимо будет расселить 40 тыс. человек.
В сентябре было принято решение на Горкоме немедленно перейти к строительству 26 пятиэтажных общежитий, которые начали строиться на ул. Ленинградской,Победы, Комсомольской, а на ул. 50 лет Октября – малосемейки. Притом строились в комплекте, по тому времени со столовыми, некоторые существуют по сей день. Хотя дирекция автозавода была организована только 13 сентября 1967 года. Все начиналось строиться за счет собственных средств и ресурсов области и города. Это был первый экстренный шаг принятый Н.Ф. Семизоровым.
Вторым очень важным шагом было, когда Семизоров в конце сентября начал убеждать Министра Энергетики и Электрификации П.С. Непорожнего, а также Совмин о том, что в октябре необходимо начать строить ТЭЦ ВАЗа, убеждая в том, что если не будет подано тепло к зиме 1967 года на площадку ВАЗа – год будет провален. И действительно, в октябре проложили дорогу с твердым покрытием от Хрящевского шоссе, мимо Борковки, до будущей ТЭЦ. Также была проложена электроэнергия. Благодаря этому к отопительному сезону было запущено 2 тупиковых отопительных котла и было подано тепло на площадку и стройку завода.
Третий шаг. Николай Федорович с начала 1967 года настаивал на всех уровнях, в т.ч. и дирекции автозавода приступить к строительству Автозаводского района и первые блоки были заложены под строительство жилого дома на улице Свердлова. В 1967 году резко возрастал объем СМР, а также увеличение субподрядных организаций и действующая структура КГС не удовлетворяла. Ее срочно надо было менять. Обращение в различные институты и инстанции, министерства не дали положительных результатов. И тогда решили сами предложить структуру на листе ватмана автором которой были начальник ОТИЗ казак Контарев, и сам Н.Ф. Семизоров. В результате было 7 генподрядных управлений строительства, это соответствовало 1 категории, т.е. свыше 25 млн. руб. в год. Кроме этого, в КГС входило еще 8 отдельных вспомогательных подразделений. Каждый трест имел расчетный счет в банке и самостоятельный баланс, нес полную финансовую ответственность за хозяйственную деятельность и завод объектов, заключал договора с заказчиками и подрядчиками и некоторыми поставщиками. После того, как структура была утверждена Министерством, пошли дебаты на уровне ЦК партии. Предлагали создать отдельную структуру управления ВАЗа. Но наша структура была применена на других стройобъединениях Братгэсстрой, Камэнергострой и др. Но не смотря на все усилия, на регулярные выезды к нам высоких руководителей, стройка стала явно отставать.
После многочисленных разработок состоялось большое совещание при зав. Отделом машиностроения ЦК В. Фролове. Присутствовали все три министра – «строители»: А. Тарасов, П. Непорожний, Ф. Якубовский, зампреды Совмина СССР: В. Новиков и И. Новиков, другие ответственные лица из союзных органов, наш обком – В.Ветлицкий и другие. Докладывали Поляков и Семизоров. В адрес союзных ведомств после докладов высказались весьма жесткие претензии, резкие слова прозвучали в адрес Полякова. А КГС подвергся критике убийственной, на его начальника навалились все как на главного виновника срывов, задели и Непорожнего. И наконец, министру был задан прямой вопрос: справится ли тов. Семизоров с этим крупнейшим делом?! Уже прозвучало: мол, надо укреплять руководство. Министр кивнул на Николая Федоровича: -«Пусть он сам скажет». Семизоров поднялся, стал отвечать на выпады; его «поправили» - раз, другой… И тут Николая Федоровича прорвало. Во всю силу своего темперамента он попер, как казацкая лава на турка: - «Что же мы там все – бездельники? Все выкладываются сутками! Упущений наших тьма, но ведь: этого нет, этого не дали… Что выделено – часть отобрали на другие стройки… (это уже прямой выпад в адрес министра). Вот Постановление ЦК и Совмина – сколько пунктов сорвано, а с кого спросили за это?». В зале сидело много тех, кто как раз отвечал за «пункты» и каждый был не прочь отнести все на одного козла отпущения… Ветлицкий заявил: - «Обком несет ответственность за стройку автозавода, нам тоже определять, кто будет руководить ею! А Минэнерго, тов.Непорожнему, как и другим здесь присутствующим, следует свои вопросы решать и решать немедленно! Ведь действительно: до сих пор не полностью обеспечены поставки транспорта, кранов, металла… Как воевать, если не завезли снаряды!» После этой встряски неповоротливые машины центральных ведомств оборотов прибавили; сверх возможного делалось все и на площадке. Почувствовали присутствующие и то, что Семизоров далеко не так мягок и покладист, как иной раз кажется: удар держит, характер и решительность имеются. Отношения с Непорожним стали у Семизорова Н.Ф. довольно напряженными, но у обоих хватило такта и государственного ума, чтобы ввести все в нужные рамки.
За все время строительства ВАЗа таких потрясений для начальника стройки было очень много. Но дело, ответственность за дело для Н.Ф.Семизорова было превыше всего. Ближайший круг руководителей он пытался сплотить в команду: - «Мужики будем стоять гузно, гузно, только так выстоим!». Особая напряженная работа была и много было вопросов, когда на ВАЗе сдавалась 1-я очередь. Было 16 пусковых комплексов. В приказе пофамильно закреплялись ответственные лица от завода и от управления. Но тем не менее к 1-му пусковому комплексу было все подготовлено. В этот период на строительстве ВАЗа работало около 70 тыс. человек, на строительстве Нового города около 12 тыс. работающих. Общая площадь всех зданий и сооружений завода составила более 2,3 млн. квадратных метров, из них основная производственная площадь – 1,31 млн., складская – 418 тысяч, бытовые помещения – 160 тысяч, столовые – 104 тысячи, энергетические и подсобные службы – 219 тысяч, контрольные помещения – 80 тысяч квадратных метров. В цехах завода установлено свыше 19000 единиц основного технологического оборудования; 170 километров конвейерных линий, смонтированных в главном корпусе и смежных цехах;проложено 180 километров подъездных дорог; смонтировано 300 автоматических линий.
Таким образом, 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошел первый автомобиль «Жигули» марки ВАЗ-2101; 24 марта 1971 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь ВАЗа; 20 декабря 1971 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию вторую очередь ВАЗа – мощность завода достигла 440 тысяч автомобилей в год; в марте 1973 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию третью очередь ВАЗа, и в декабре был сдан в эксплуатацию весь промышленный комплекс завода. К этому времени Волжский автомобильный завод выпустил с конвейера уже миллион автомобилей «Жигули» - 2101.
Вместе с производственными цехами рос и новый город. В 1969 году был заселен первый новый дом в Автограде. К началу 1970-х годов в новом городе было сдано 213 тыс. м2. Город рос вместе со всей инфраструктурой. В июле 1976 года зарегистрирован 200 тыс. житель Автограда. А в феврале 1978 года торжественно отметили 500 тыс. рождение жителя города Тольятти. В конце 1984 года на свет появился 600 тыс. тольяттинец. А в 90-х годах – в городе было 700 тыс. жителей. Николай Федорович говорил:- «Любите свой город, помните, что Ваши отцы и матери, деды и бабушки своим умом и умелыми руками положили начало этому городу, которому нужны любовь и внимание!». И все это строилось Куйбышевгидростроем под руководством Н.Ф. Семизорова.
На этом великие стройки не заканчивались. В 1974 году была объявлена Комсомольская ударная стройка Тольяттиазот (ТоАЗ), и опять-таки кураторами были из Министерства и Совмина отдела химии ЦК КПСС. Также была напряженной работа при строительстве этого объекта. Благодаря строительству завода выделялись денежные средства для полной реконструкции Комсомольска. Все бараки были снесены и отстроены новые кварталы с благоустройством и сетями заново. В этом же году по особенному Постановлению Совмина, Минэнерго передали строительство Оренбургского Газоперерабатывающего завода с Гелевого завода. Эта стройка была завязана с зарубежными государствами, которые состояли в Совете экономической взаимопомощи. В этот период туда строился газопровод. Контролировалось все Совмином СССР. При Куйбышевгидрострое было еще организовано одно подразделение Оренбургэнергострой. Сначала как-то воспринимали это не серьезно, но когда туда приехал премьер-министр А.Н. Косыгин. Он сказал Семизорову: - «Николай если ты сорвешь эту стройку, я тебя лишу всех регалий!» (Н.Ф. тогда был Героем Социалистического Труда и Депутатом РФ). И начались постоянные командировки с каждого треста на эту стройку. И нам, молодым, пришлось хлебнуть через край. Жили в ПДУшках, утром просыпаясь, в чайниках замерзала вода. В одну зиму был снегопад до 5 м глубиной. Местами снег выпал под воздушные электропровода. На протяжении 5 дней не могли развернуть работы на стройке из-за снегопада. В расчистке снега участвовали воинские части со своей техникой. Это была еще одна мощнейшая стройка, за которую отвечал Н.Ф. Семизоров. И будущий премьер-министр Черномырдин был там директором, который обучался у строителей хозяйственной деятельности. Эта стройка Семизорову сделала еще зарубину на его здоровье.
Николай Федорович был счастлив стройкой и созданным дружным коллективом. Особенно он уважал бригады. Бригадиров он называл «младшие командиры» строительных процессов. При посещении стройобъектов Семизоров обязательно встречался с бригадами, и с особым уважением выслушивал вопросы рабочих, особенно относился к молодым специалистам. Мы, прибывшие по комсомольской путевке на строительство ВАЗа (А. Валито, В. Царьков, А. Волков, И. Пилецкий, Чагеев, Квасов, Доктор и многие другие) постепенно становились начальниками строительных участков, управлений, трестов.
Кроме всего этого было много мелких строек. В 80-х годах – строительство свинокомплекса в поселке Поволжский вместе с жилым поселком (домом Культуры) на 16 тыс. жителей. По ул. Коммунальной в г. Тольятти были построены Пивзавод, Завод Шампанских вин, Мясокомбинат, Молочный комбинат, Рыбокомбинат, Тольяттинская и Жигулевская птицефабрики. Спорткомплексы, стадионы и многие другие объекты.
В 1990 году, когда готовились к 40-летию КГС, тогда еще не знали, что это будет последний юбилей действующей организации, Семизоров вместе с командой подводили итоги работы за 40 лет. Вот такая выходила динамика объемов работ Куйбышевгидростроя с 1950г. по 1990г.
Объем земляных работ (в млн. м3) – 686,4.
Сборный железобетон (в т.м3) – 11,2 млн.
Монолитный бетон (в т.м3) – 27млн.
Ввод полезной площади в жилых домах/в т.м2/ -12,8 млн.
Ввод в эксплуатацию общеобразовательных школ - 118 штук на 80738 мест.
Ввод медицинских учреждений – 25 штук на 8013 мест.
Ввод в эксплуатацию детских дошкольных учреждений – 215 штук на 67,5 тыс. мест.
Ввод в эксплуатацию магазинов – 152.
Ввод в эксплуатацию столовых – 70 штук на 11932 места.
В компаниях среди своих Н.Ф. Семизоров был заводной, веселый человек, ценивший шутку и подначку, хороший тост, с задором подтягивающий песни. Активно участвовал в «корпоративах», юбилеях. Когда большая часть гостей уходила, старый казак Семизоров расходился, танцевал с молодыми, пел, шутил, объяснял несведущим – как и когда казаки пьют чарку «стремянную», «на шаг коня», «отмашную», «закурганную», и, наконец, если сам выпить уже не можешь, то «коню в морду».
Николай Федорович был книгочеем, обладал довольно широким кругозором. Часто цитировал что-либо к месту: - Лицом к лицу – лица не увидать. Большое видится на расстоянии.
Жил Н.Ф. в Порт-городе, занимая с семьей половину скромного коттеджика – наследия комзинских времен. Гаража и машины там не было, это появилось уже после 75-летия – как подарок. Жил, как все руководители тогда:никаких доходов кроме зарплаты да редких премий; немалая часть этих денег, бывало, расходовалась на разного рода гостей, в командировках и пр., вечно не хватало «представительских».
Вскоре после передачи КГС в Минюгстрой Н.Ф. Семизоров подал заявление об уходе на пенсию (ему оформили персональную, республиканского значения).
Николай Федорович тяжело переживал отставку, и, тем более навалившиеся затем на страну перестройка, которая велась по непонятным лекалам, в том числе и на КГС.
В 1991 году СССР не стало. В 1993 году реорганизован был и КГС. Семизоров занимался домашними делами, дачей, разводил пчел, сам делал ульи. Его 70-летие отмечалось
довольно скромно. Мы, уцелевшие его соратники, Н. Уткин (тогда –заместитель мэра) с несколькими городскими чинами, директора некоторых заводов и организаций, немногие из близких личных друзей, - приезжали к нему домой с поздравлениями и небольшими подарками.
Из Москвы и Самары пришли «казенные» телеграммы. В 1997 году, по рекомендации В.И. Кожухова, ветеранов КГС и действующих на то время бывших трестов КГС был организован Самарский региональный общественный благотворительный фонд, который был назван в честь Н.Ф. Семизорова, и первым президентом фонда был избран именно он. В этот период он воспрянул духом, принимал участие в разного рода общественных делах и мероприятиях.
Его 75-летие отмечалось достойно; были поздравления, публикации, подарки (в том числе – казацкая шашка и вазовский автомобиль), банкет в зале интерклуба, где, среди других, с очень теплыми словами о нем выступил и В.Н. Поляков, специально приехавший из Москвы.
Все, кто работал и знал Н.Ф. Семизорова будут вечно помнить о нем, как о человеке, который, преодолевая предельные нагрузки, и собственные слабости и изъяны, четверть века стоял у руля крупнейшей строительной организации страны, Куйбышевгидрострой (при Семизорове КГС награжден вторым орденом – Орденом Трудового Красного Знамени). Сам Николай Федорович стал Героем Соцтруда, выбирался депутатом Верховного совета РФ, неоднократно делегатом партсъездов, трижды кавалером Ордена Ленина.
В его честь и память в городе Тольятти:
Автор статьи: председатель Общественного Совета ветеранов КГС, Генеральный директор ЗАО СМТ «ХЭС», Почетный строитель РФ, Заслуженный строитель Самарской области А.С. Волков