Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных программ, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду, и пр.) через Интернет, а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем.
Под преступлениями в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.
Данная группа посягательств является институтом особенной части уголовного законодательства, ответственность за их совершение предусмотрена главой 28 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если преступление уже совершено, эффективность его расследования зависит от своевременности обращения в компетентные правоохранительные органы и от первичной фиксации следов преступления.
У организаций, которые работают с данными клиентов, есть системы хранение информации о том, кто, откуда и с каких адресов заходит в сервис, какими телефонами пользовался для доступа. Эту информацию важно сохранять для того, чтобы можно было восстановить цепочку действий. Правоохранительные органы в случае происшествия запрашивают такую информацию.
В ситуации, когда совершенное преступление связано с хищением денежных средств, потерпевшему необходимо получить выписку из своего банка с подтверждением факта перевода денежных средств и указанием реквизитов лица, их получившего.
Также необходимо зафиксировать все точки соприкосновения и взаимодействия с преступниками – адрес сайта и электронной почты, номер телефона, физический адрес офиса. При этом в случаях, где мошенничество связано с хищением денежных средств или конфиденциальной банковской информации, самым первым шагом должен быть звонок обслуживающему банку и блокировка карт. Чем раньше банк будет уведомлен о произошедшем неправомерном списании денежных средств, тем больше шансов, что он сможет оказать содействие клиенту на дальнейших этапах.
Чтобы не оказаться жертвой мошенников необходимо знать следующее:
– сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей карты (номер карты, срок её действия, секретный код на оборотной стороне карты), так как у них имеются ваши данные;
– хранить пин-код отдельно от карты, ни в коем случае не писать пин-код на самой банковской карте;
– не сообщать пин-код третьим лицам;
– лучше избегать телефонных разговоров с подозрительными людьми, которые представляются сотрудниками банка;
– внимательно читайте СМС сообщения приходящие от банка;
– никогда и никому не сообщайте пароли, и секретные коды, которые приходят вам в СМС сообщении от банка;
– сотрудники банка никогда не попросят вас пройти к банкомату;
– никогда не переводите денежные средства, если об этом вас просит сделать ваш знакомый в социальной сети, возможно мошенники взломали аккаунт, сначала свяжитесь с этим человеком и узнайте действительно ли он просит у вас деньги;
– в сети «Интернет» не переходите по ссылкам на неизвестные сайты.