История правовой службы началась в стенах небольшого юридического отдела, который в начале прошлого века открылся при ставропольском уездном исполкоме советов депутатов. Тогда советская власть взялась за проведение юридической реформы и поставила амбициозную задачу -создать демократический бессословный суд, который бы стал единым для всех граждан. В то время Совет народных депутатов совмещал в себе и законодательные, и исполнительные функции. Более того, как орган полной демократии, он также наблюдал за работой судов. Сегодня, когда судебная власть отделена от других ветвей власти, представить это, практически невозможно.
Первым главой исполкома был уездный комиссар юстиции Николай Тресвятский. Период его руководства, равно как и становления правовой службы в городе, был обременен серьезными потрясениями. В мае 1918 года из-за восстания чехословацкого корпуса Ставропольский уезд перешел под власть белогвардейцев и, конечно, юридический отдел пришлось закрыть. Осенью того же года он был воссоздан, но из-за грядущей административной реформы просуществовать ему было суждено недолго.
Уже в 1919 году вместо отдела появляется юридическое бюро. В его состав вошли народные судьи Ставропольского уезда, который был разделен на четыре судебных участка, и адвокаты. Помимо своей основной работы - ведения судебных дел, служители Фемиды на общественных началах принимали активное участие в работе исполкома. Подобное совместительство, недопустимое в современной России, объяснялось экономией средств города.
На органы юстиции того времени возлагались непростые задачи. Их сотрудники занимались борьбой с кулаками и спекулянтами, следили за своевременным выполнением плана продразверстки - «налога» для крестьян, которых обязывали сдавать государству все излишки натурального хозяйства. Также приходилось пресекать на корню «эксплуатацию личностей их трудом и имуществом на почве голода».
Во время гражданской войны суды фактически стали частью административной системы ранней советской власти. С одной стороны, работники юридического бюро регулярно отчитывались о своей работе, с другой - контролировали правомерность действий властьимущих. В целом, судя по сохранившимся данным, перед ними стоял довольно широкий круг задач, в том числе консультационная помощь населению по вопросам советского законодательства.
Из-под прямого контроля властей суды вывели только после принятия сталинской Конституции. При этом юридические отделы при административных органах остались, а их функции постепенно становились похожи на современные. Появилось штатное расписание, оплачиваемые должности. Окончательную точку в развитии этого процесса поставила Конституция 1992 года: документ четко разграничил власть на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.
С тех пор правовая служба городской администрации не раз претерпевала структурные изменения. Однако последние 10 лет выстроенная система департамента остается стабильной. Сегодня она состоит из нормативно-аналитического управления, отдела правового обеспечения, отдела правового взаимодействия и секторов правового сопровождения по территории районов и бюро документооборота. В настоящее время правовой департамент администрации возглавляет Александр Великосельский, который имеет большой практический опыт работы в правоохранительных органах.
На плечах 43 сотрудников службы лежит огромный пласт работы. Они проводят экспертизу всех проектов муниципальных правовых актов Тольятти, готовят юридические заключения по вопросам, возникающим в деятельности органов местного самоуправления, участвуют в судебных заседаниях от имени администрации по различным вопросам. Только в 2017 году в производство специалистов правового департамента поступило более 1,2 тыс гражданских дел, рассмотрено почти 20 тыс проектов постановлений, распоряжений и решений думы, подготовлено порядка 5 тыс разъяснений, отзывов и ответов на обращения.
Сегодня правовое подразделение администрации - это высокопрофессиональный коллектив, воспитанный на основе 100-летних традиций, заложенных ветеранами службы. Его успешная работа по сохранению и укреплению законности в органах местного самоуправления является залогом повышения авторитета власти в обществе и гарантией благополучия города в целом.