15 февраля в досуговом центре «Буревестник» прошла встреча общественных экспертов и молодежи по вопросу строительства дороги через лес. Актовый зал был переполнен, некоторые зрители даже занимали места в проходах. Перед регистрацией всем участникам раздавали небольшие листки голосования, и в конце каждый мог оставить свое решение.
На встрече были представлены экспертные мнения тех людей, которые занимаются вопросом строительства лесной дороги не первый год и могут обосновать позицию как за, так и против дороги. Среди них представители городской администрации, тольяттинской и областной думы, а также представители МЧС и общественные деятели.
С вступительным словом перед дискуссией выступил председатель городской думы Дмитрий Микель. Он поведал присутствовавшим, что вопрос лесной дороги стоит на повестке дня уже очень давно и не реализовывается по разным причинам.
Еще в 1967-68 годах проект дороги появился в первых генпланах строительства города. Дорога была обозначена в эскизе, но потом пропала оттуда. Потом вопрос о лесной дороге поднимался в 1991 году, когда было принято решение, которое так и не было реализовано. Далее, в 1998-м, городская дума вместе с мэром Жилкиным утвердила техзадание, определив параметры и структуру новой дороги, ее необходимость, а также обеспечительные меры по безопасности. Но вопрос снова завис. Потом, в 2004 году, снова городская дума, уже с мэром Уткиным, при принятии генерального плана буквально за одну ночь изменила позицию и исключила проект дороги. После этого снова возникла временная пауза. Позже была подготовлена концепция развития улично-дорожной сети и вновь появился запрос на строительство лесной дороги.
– Развитие улично-дорожной сети в наибольшей степени повлияет на будущее нашего города, но мы должны понимать, что решение этого вопроса не будет происходить быстро. Нужно учитывать тонкости природоохранного, лесного законодательства, – сказал Микель, добавив, что это не популистская акция, а попытка вовлечь в обсуждение как можно больше людей, собрать как можно больше мнений и привлечь к решению проблемы самих горожан, неравнодушных к будущему Тольятти.
Павел Баннов, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта городской администрации, рассказал, какие на данный момент существуют проекты лесной дороги. В 2013 году была разработана концепция развития дорожно-транспортной сети. Она включает в себя строительство и модернизацию дорог в переделах нашего городского округа и предусматривает развитие города в целом. Программа рассчитана до 2025 года и учитывает особенности города и расширение инфраструктуры в районах. В данной концепции присутствует два варианта дополнительного соединения Центрального и Автозаводского районов: дорога через лес и расширение существующих магистралей, в том числе Лесопаркового шоссе.
По словам Баннова, строительство новой дороги – более простой вариант. Ее протяженность получится всего шесть километров, а значит, проект можно будет быстро реализовать без огромных затрат.
Второй вариант, по мнению Павла Владимировича, воплотить в жизнь гораздо сложнее и дороже:
– Сейчас дорога через зеленую зону двухполосная. Реконструкция подразумевается до четырех полос. Дальше планируется такая же реконструкция улицы Родины и Лесной и Автозаводской, 40 лет Победы, улицы Жукова и небольшого участка улицы Строителей.
Баннов подчеркнул, что в часы пик утром с 7.30 до 9.30 и в вечерние часы с 16.30 до 18.00 большие проблемы с движением возникают на участке Южное шоссе – Автозаводское шоссе, где в среднем в час проходит свыше 2600 автомобилей. Также пробки образуются на Лесопарковом шоссе в районе примыкания к улице Спортивной и на участке пересечения с Комсомольским шоссе и улицей Комзина. Чтобы разгрузить дороги, нужно принять решение за один из этих двух вариантов.
К дискуссии подключился Денис Волков, депутат губернской думы, возглавляющий комиссию по охране окружающей среды:
– Лес – это наше здоровье. В 2010 году у нас сгорело около двух тысяч гектаров леса, большая часть которого находилась между крупнейшими районами – Центральным и Автозаводским. Основной задачей этого леса было защищать нас от химических предприятий, расположенных вблизи от жилых районов и фильтровать воздух. В нашем городе очень много промышленных и химических предприятий, которые выбрасывают большой объем загрязняющих веществ. Мы с вами это наблюдаем почти ежедневно в сводках МЧС о выбросах. Лес, действительно, легкие города. Официальные запросы из медучреждений подтверждают, за последние восемь лет у нас почти вдвое выросло число заболеваний дыхательных путей. Это говорит о том, что нам необходим лес. Поэтому когда мы призываем восстановить лес, мы не шутим, а действительно бьем тревогу, – сказал Денис Александрович.
По словам экспертов-экологов, наш лес был искусственно создан около двух веков назад, срок жизни сосновых деревьев составляет как раз около 150-180 лет, поэтому нашей задачей сейчас является заложить базу для будущих поколений, посадить и вырастить новый зеленый щит, а не строить там дороги.
Молодежь, присутствовавшая в зале, живо реагировала на выступления экспертов. Четырнадцатилетний Владимир Шишлов, активист дворового отряда «Снаш» молодежного центра «Шанс», пришел на встречу подготовленным:
– Во Франции в Лилле была похожая ситуация. Там помимо основной дороги через город построили дублирующую, но в итоге это привело только к увеличению трафика. Поэтому я считаю, что лесная дорога не решит проблему, и выступаю за строительство дорожной развязки на Южном шоссе. Я уверен, что подобные открытые дискуссии являются показателем здорового общества, и надеюсь, что наше мнение повлияет на правильное решение власти по этому вопросу.
Напомним, голосование по вопросу строительства дороги через лес назначено на 18 марта, в день выборов президента РФ.