В целях уточнения объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ, а также совершенствования муниципального правового акта городского округа Тольятти, руководствуясь Уставом городского округа Тольятти, администрация городского округа Тольятти ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в муниципальную программу Развитие физической культуры и спорта в городском округе Тольятти на 2022-2026 годы, утвержденную постановлением администрации городского округа Тольятти от 21.07.2021 № 2572-п/1 (далее - Муниципальная программа) (газета Городские ведомости, 2021, 27 июля; 2022, 28 января), изменения:
1.1. Строку 3 Паспорта Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
3. |
Реквизиты правовых актов, утвердивших аналогичные государственные программы Российской Федерации, государственные программы Самарской области, региональные программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661 Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие физической культуры и спорта и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации; Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 683 Об утверждении государственной программы Самарской области Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2024 годы |
.
1.2. Строку 8 Паспорта Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
8. |
Объемы и источники финансового обеспечения реализации муниципальной программы |
Реализация муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств. Объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов составит 5185006,0 тыс.руб., из них, в том числе: 1) по источникам финансового обеспечения: - местный бюджет -3765 143,0 тыс.руб.; - областной бюджет - 836038,0 тыс.руб.; - федеральный бюджет - 328 705,0 тыс.руб.; - внебюджетные средства - 255 120,0 тыс.руб. 2) по годам: - 2022 год - 706038,0 тыс.руб.; - 2023 год -704 049,0 тыс.руб.; - 2024 год - 695 604,0 тыс.руб.; - 2025 год - 1183 186,0 тыс.руб.; - 2026 год - 1896129,0 тыс.руб. 3) объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет бюджетных средств с учетом, планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов: - 2022 год - 655618,0 тыс.руб.; - 2023 год - 653 629,0 тыс.руб.; - 2024 год - 645 184,0 тыс.руб.; - 2025 год - 1 131256,0 тыс.руб.; - 2026 год - 1 844 199,0 тыс.руб. 4) объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет внебюджетных средств: - 2022 год - 50 420,0 тыс.руб.; - 2023 год - 50 420,0 тыс.руб.; - 2024 год - 50 420,0 тыс.руб.; - 2025 год - 51 930,0 тыс.руб.; - 2026 год - 51 930,0 тыс.руб. |
.
1.3. Раздел I Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
I. Анализ проблемы и обоснование ее решения в соответствии с программно-целевым принципом
Поддержание оптимальной физической активности является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и помогающим в решении задачи создания условий для роста благосостояния населения городского округа Тольятти, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Как показывает практика, физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления граждан, однако ухудшение состояния здоровья людей и снижение уровня физической подготовки всех категорий населения, особенно молодежи, свидетельствуют об имеющихся проблемах в развитии физической культуры и спорта.
Муниципальная программа разработана в соответствии с федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661 Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие физической культуры и спорта и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 683 Об утверждении государственной программы Самарской области Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2024 годы, Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р, на основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 16.02.2017 № 597-п/1 Об утверждении Перечня муниципальных программ, проектов муниципальных программ городского округа Тольятти.
До 2022 года мероприятия по развитию физической культуры и спорта в городском округе Тольятти реализовывались в рамках муниципальной программы Развитие физической культуры и спорта на территории городского округа Тольятти на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 30.09.2016 № 3066-п/1.
Создание условий для развития физической культуры и спорта как эффективного средства привлечения населения к активному и здоровому образу жизни является важной составной частью социальной политики городского округа Тольятти. На всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем развития спорта высших достижений, обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р (далее - Стратегия), планируется увеличение основного показателя развития физической культуры и спорта - доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%. В городском округе Тольятти за 2020 год показатель имеет значение 44,21 % (т.е. 290 929 человек от 657 994 человек, проживающих в городском округе Тольятти). Динамика показателя приведена в таблице № 1.
Таблица № 1
Наименование городских округов, субъекта РФ |
Значение показателя по годам, в % |
||||
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
2020г. |
|
Тольятти |
33,8 |
35,4 |
38,1 |
41,0 |
44,2 |
Самара |
30,0 |
31,9 |
36,0 |
42,2 |
45,3 |
Самарская область |
32,3 |
34,0 |
37,8 |
42,4 |
45,4 |
Саратовская область |
30,9 |
33,3 |
36,0 |
39,3 |
41,5 |
Приволжский федеральный округ |
35,5 |
37,4 |
41,0 |
43,8 |
46,7 |
Российская Федерация |
34,2 |
36,8 |
39,8 |
43,0 |
45,4 |
Данный отраслевой показатель отражен в Стратегии социально-экономического развития городского округа Тольятти на период до 2030 года, утвержденной решением Думы городского округа Тольятти от 25.01.2019 № 131.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года в состав национального проекта Демография для реализации поставленных цели и задач в сфере здорового образа жизни и развития физической культуры и спорта среди населения включен федеральный проект Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва (далее - федеральный проект Спорт - норма жизни).
В рамках реализации федерального проекта Спорт - норма жизни целевой показатель Доля населения в возрасте 3-79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 3-79 лет планируется до 2030 года поэтапно довести до уровня 70%.
Соответственно к 2026 году в городском округе Тольятти при значении показателя 44,21% в 2020 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна составить свыше 412 860 человек (от общей численности населения на 01.01.2020 в возрасте 3-79 лет 657 994 человека). Исходя из имеющихся данных 2020 года необходимо к систематическим занятиям привлечь дополнительно свыше 121 931 человек. Соответственно необходимо обеспечить ежегодный рост показателя в среднем на 2-3%, т.е. увеличение граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ежегодно должно составлять более 16000 - 20 000 человек.
Значительную роль сдерживающего фактора по вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом является низкая обеспеченность спортивными сооружениями.
По состоянию на 01.01.2021 материально-техническая база физической культуры и спорта в городском округе Тольятти характеризуется следующими показателями:
Спортивные сооружения - всего 860 ед., в том числе:
- стадионы - 2;
- плоскостные площадки, поля - 467;
- спортивные залы - 200;
- крытые объекты с искусственным льдом - 6;
- плавательные бассейны - 22;
- лыжные базы - 3;
- стрелковые тиры - 16;
- другие спортивные сооружения - 112;
- объекты городской и рекреационной инфраструктуры - 32.
Общий уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, рассчитываемый согласно методическим рекомендациям о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21.03.2018 № 244, по итогам за 2020 год составляет 31,2%. Динамика уровня обеспеченности населения городского округа Тольятти спортивными сооружениями по единовременной пропускной способности составляет:
- в 2016 году - 16,27 % от нормативной;
- в 2017 году - 17,49% от нормативной;
- в 2018 году - 29,7% от нормативной;
- в 2019 году - 30,6 % от нормативной;
- в 2020 году - 31,2 % от нормативной.
По итогам 2020 года общее состояние спортивных сооружений оценивается как хорошее - 20% сооружений, удовлетворительное - 35%, неудовлетворительное - 45%. Стоит отметить, что состояние имеющихся в городском округе Тольятти спортивных объектов, особенно плоскостных сооружений, в основном не отвечает современным требованиям и требованиям техники безопасности. Кроме того, плоскостные сооружения (открытые площадки) имеют крайне низкую эффективность в связи с сезонными ограничениями сроков их эксплуатации, а также зависимость от погодных условий. Учитывая большое значение наличия современной спортивной базы для решения проблемы развития физической культуры и спорта, необходима комплексная работа по развитию спортивной инфраструктуры городского округа Тольятти, предполагающая программно-целевой метод реализации.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации в рамках Совета по развитию физической культуры и спорта от 22.11.2019 № Пр-2397 абзаца 3 подпункта б пункта 2 приоритетным направлением по развитию спортивной инфраструктуры на территории городского Тольятти является использование малобюджетных проектов многофункциональных спортивных сооружений и плоскостных площадок с учетом природно-климатических условий.
В современных условиях необходимо развитие физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан, что позволит обеспечить увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения. Для развития данного направления в городском округе Тольятти необходимо введение 87 ставок инструкторов по спорту и обеспечение их деятельности необходимым спортивным инвентарем (из расчета 1 ставка на 8 000 человек, по рекомендациям Министерства спорта Самарской области). В муниципальное бюджетное учреждение спорта Центр физической культуры и спорта городского округа Тольятти по состоянию на 01.01.2021 введены 27 соответствующих ставок. В зависимости от возможностей бюджета городского округа Тольятти в последующие годы предлагается поэтапное ежегодное введение ставок указанных инструкторов до необходимого количества.
Одной из форм, способствующих развитию физической культуры и спорта, вовлечению различных групп населения в систематические занятия физической культурой и спортом, является внедрение на территории городского округа Тольятти Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО) - программной и нормативной основы физического воспитания населения, устанавливающей государственные требования к уровню его физической подготовленности.
Основанием для ведения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО) в Российской Федерации являются:
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540 Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 1165-р Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО);
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 28.01.2016 № 54 Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО).
Структура Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО) (далее - комплекс ГТО) состоит из 11 ступеней, включающих возрастные группы граждан от 6 до 70 лет и старше. Для каждой группы утверждены государственные требования к уровню физической подготовленности и перечень испытаний (58 видов - из них 25 обязательных) и нормативов, позволяющих объективно оценить уровень развития основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость, ловкость), прикладных навыков и знаний. Для граждан, выполнивших нормативы комплекса ГТО, предусмотрены знаки отличия (золотой, серебряный, бронзовый).
Цель и задачи комплекса ГТО ориентированы на эффективное использование возможностей физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного развития личности, воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания, развития физической культуры и массового спорта, устойчивый рост общественного интереса к этому направлению и показателей двигательной активности граждан.
В городском округе Тольятти комплекс ГТО планируется осуществлять силами соответствующих центров тестирования, создаваемых как структурные подразделения на базе муниципальных учреждений городского округа Тольятти, находящихся в ведомственном подчинении управления физической культуры и спорта администрации городского округа Тольятти и департамента образования администрации городского округа Тольятти.
Не вызывает сомнения, что для привлечения различных групп и категорий населения городского округа Тольятти к систематическим занятиям физической культурой и спортом (согласно федеральному проекту Спорт - норма жизни к 2026 году до уровня 62%, т.е. дополнительно необходимо привлечь население в количестве свыше 121 931 человека) необходим комплексный подход к решению данного вопроса, требующий межведомственного взаимодействия всех уровней власти.
В связи с отсутствием требуемых объемов финансирования в муниципальном бюджете на эти цели необходимо решение указанного вопроса осуществлять с привлечением средств бюджетов всех уровней, чему способствует наличие следующих региональной и федеральной программ развития физической культуры и спорта:
- государственная программа Самарской области Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2024 годы (утверждена постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 683);
- государственная программа Российской Федерации Развитие физической культуры и спорта (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661).
В городском округе Тольятти наработаны и сохраняются спортивные традиции в проведении соревнований, которые укрепляют имидж города спорта: тольяттинский лыжный марафон, легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы, городские соревнования среди дошкольных учреждений Веселые старты, турниры по боксу, посвященные памяти Н.Ф. Семизорова и памяти героев-ставропольчан, спартакиадное движение и т.д. В последнее десятилетие получили развитие спортивные традиции: детский фестиваль гандбола, фестиваль Жигули-Баскет, фестиваль по футболу, фестиваль водных видов спорта, физкультурно-спортивные массовые мероприятия по месту жительства Семейные старты, Большая игра, Зимний мяч, Мяч над сеткой, Фестиваль стритбола.
Основой по созданию условий развития массового спорта является деятельность муниципальных спортивных школ, в городском округе Тольятти в 2021 году их количество составляет 14, в которых обучается 14951 спортсмен по 38 видам спорта.
В целях совершенствования системы подготовки спортивного резерва в городском округе Тольятти с 01.04.2020 осуществлено переименование 14 муниципальных учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ((К)СДЮСШОР) в организации спортивной подготовки (СШ и СШОР) городского округа Тольятти и произведен перевод всех обучающихся с дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта на программы спортивной подготовки.
Несмотря на наличие системной работы в городском округе Тольятти, как и в целом в стране, существуют проблемы, замедляющие развитие физической культуры и спорта.
В анализе, проведенном управлением физической культуры и спорта администрации городского округа Тольятти, проблема обеспеченности населения городского округа Тольятти спортивными сооружениями выделена на первое место по значимости, соответственно приоритетным направлением работы по развитию физической культуры и спорта определено строительство новых спортивных сооружений с перспективой передачи их на баланс муниципальных организаций спортивной подготовки и реконструкция имеющихся спортивных объектов для более эффективного их использования.
Таким образом, необходима последовательная и системная работа по созданию условий для развития инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта на территории городского округа Тольятти, что возможно в рамках выполнения муниципальной программы.
Решение задач развития физической культуры и спорта в соответствии с программно-целевым принципом обусловлено рядом факторов:
- исполнением полномочий, определенных действующим законодательством в отношении органов местного самоуправления;
- сложностью и масштабностью имеющихся проблем физической культуры и спорта, и необходимостью их решения с помощью разработки и осуществления комплекса мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней для решения проблем в сфере физической культуры и спорта;
- необходимость создания условий для безопасных и благоприятных условий нахождения граждан в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта..
1.4. Раздел V Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
V. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы
Реализация муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств.
Объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников составит 5 185 006,0 тыс.руб., из них, в том числе:
1) по источникам финансового обеспечения:
- местный бюджет - 3 765 143,0 тыс.руб.;
- областной бюджет - 836 038,0 тыс.руб.;
- федеральный бюджет - 328 705,0 тыс.руб.;
- внебюджетные средства - 255 120,0 тыс.руб.
2) по годам:
- 2022 год - 706 038,0 тыс.руб.;
- 2023 год - 704 049,0 тыс.руб.;
- 2024 год - 695 604,0 тыс.руб.;
- 2025 год - 1 183 186,0 тыс.руб.;
- 2026 год - 1 896 129,0 тыс.руб.
Сроки, объемы и источники финансового обеспечения реализации Муниципальной программы приведены в Приложении № 1 к Муниципальной программе.
Информация о ходе реализации Муниципальной программы размещается управлением физической культуры и спорта администрации городского округа Тольятти на официальном портале администрации городского округа Тольятти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет..
1.5. Таблицу №2 раздела VII Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Наименование показателя |
Базовое значение (2020 г.) |
Значение показателя по годам, в % |
||||
2022г. |
2023г. |
2024г. |
2025г. |
2026г. |
||
Доля населения в возрасте 3-79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 3-79 лет |
44,21 |
50 |
53 |
56 |
59 |
62 |
.
1.6. Приложение № 1 к Муниципальной программе изложить в редакции Приложения к настоящему постановлению.
1.7. В Приложении № 2 к Муниципальной программе:
1.7.1. Пункт 1.1 задачи №1 изложить в следующей редакции:
1.1. |
Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Гидротехническая, 36 |
Количество проектов, получивших положительное заключение государственной экспертизы |
ед. |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
Степень выполнения строительно-монтажных работ от общего объема работ |
% |
- |
- |
100 |
- |
- |
- |
.
1.7.2. Пункт 1.22 задачи №1 изложить в следующей редакции:
1.22. |
Капитальный ремонт холодильной станции и инженерных систем спортивного комплекса "Кристалл", приобретение оборудования |
Количество проектов спортивных сооружений получивших положительное заключение государственной экспертизы |
ед. |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
Степень выполнения ремонтных работ от общего объема запланированных работ |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
100 |
||
Количество спортивных сооружений для которых приобретено оборудование |
ед. |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
.
1.7.3. Пункт 1.24 задачи №1 изложить в следующей редакции:
1.24. |
Капитальный ремонт (текущий ремонт, ремонт) физкультурно-оздоровительного комплекса Слон по адресу: г.Тольятти, ул.М.Жукова, 13б, строение 1 |
Количество отремонтированных систем водоснабжения |
ед. |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
.
1.7.4. Пункт 4.2 задачи №4 изложить в следующей редакции:
4.2. |
Мероприятия по доведению объектов муниципальной собственности до требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Количество объектов, на которых выполнялись работы по приведению их в нормативное состояние |
ед. |
- |
11 |
9 |
9 |
4 |
- |
.
1.8. В столбце 5 пункта 3 Приложения № 3 к Муниципальной программе цифры 49,7 заменить цифрами 50.
2. Организационному управлению администрации городского округа Тольятти (Власов В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете Городские ведомости.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы городского округа Баннову Ю.Е.
Глава городского округа Н.А.Ренц