Из фондов архива
Анна Татищева - жена В.Н.Татищева
Основатель нашего города Василий Никитич Татищев летом 1714 года женился.
Анна или Авдотья Васильевна Татищева (1710-1758) происходила из дворян Андреевских, чей род был внесен в 3 часть родословной книгиХерсонской и Киевской губерний. В первом браке Андреевская была за подполковником Федотом Реткиным, помещиком Рязанской губернии, соседом ее родителей по имению. В этом браке у нее родился сын Алексей. Подполковник Федот Реткин командовал отрядом при подавлении пугачевского восстания. После гибели первого мужа, Анна Васильевна вышла замуж за Василия Ботвиньева (из смоленского боярского рода, берущего начало от Неклюда Константиновича), помещика Дмитровского уезда Московской губернии, подьячего и домашнего секретаря Алексея Михайловича. В 1714 г. дважды вдова дала согласие на брак и венчалась с Василием Никитичем Татищевым. Но у семейного очага Татищев надолго не задержался: он посещал Кенигсберг, Поморье, Гданьск. В 1715 году от этого брака у него родилась дочь Евпраксия, а в 1717 году - сын Евграф. Брак, заключенный по увлечению, счастливым не был. Да и трудно было ожидать иного, когда супруги крайне редко виделись. Дворяне начала 18 века обязаны были нести возложенную на них службу беспрекословно, не отговариваясь какими-либо своими личными делами, в частности хозяйственными и семейными. Для Татищева же вопрос и не мог быть поставлен иначе. Он считал такой порядок вполне целесообразным и справедливым и никогда не пытался обойти существующие предписания.
Охлаждение наступило уже после нескольких лет супружества. А 1 мая 1718 году Татищев обращается в Синод с прошением о расторжении брака:
«В прошедшем 1714 году совокупился я законным браком с вдовою Анною Васильевною, дочерью Андреевского, а живучи с нею по закону, прижил детей, сына да дочь, и после того, видя я от нее, жены моей, великие противности, что паче меры пьянствовала и платье мое растащила, унимал ее добрыми представлениями, однако же не токмо ко благому не споспешествовало, но паче против меня в бесчеловечное озлобление ее привело, ибо вскоре потом услышал я, что она... кчарованию меня прилежала, а понеже на оное никакого доказательства явного изобрести не мог, к тому же ж отлучность моя тогда принудила меня отставить. Она же по отлучении моем не токмо все свои и мои також и брата моего Ивана Никитича оставленные в доме моем на сохранение платья беспотребно изжила, но и недвижимые сына имения против прав российских без ведома моего продала. Сверх того, забыв завет божий и свое пред богом обещание, прелюбодействовала с игуменом Иосифом Раковского монастыря, что в Старицком уезде, которому есть такие доказательства, что оный игумен, не имея никакого с нами свойства, ниже со мною знакомства, противу закона иноческого многократно к ней, жене моей, ездя, пьянствовал, чрез целые ночи с нею пировал, и в хоромах у нее ночевал; також и она, жена моя, к нему ездя в келью, через целые ночи в уединении пребывала, которому есть свидетельства от бывших при том служителей, а именно: повар Ефим Иванов, дворовый человек Ларион Никитин с женою Ульяною да девки Авдотья Иванова, Ульяна Федорова, вдова Дарья Григорьева, сии же, надеюся, что и большие доказательства знают и ежели токмо от истины не устранятся. По прибытии же моем в Москву, не довольствуясь, она, жена моя, вышеобъявленными злодеяниями, умыслила прежнее свое помышление о чародействе в действо привести: съездила сама к чародеям и посылала людей своих Ивана Жихарева да Федора Никитина для варения некоторых составов и, получив оныя, посылала чрез женщину ее преданную, Ненилу, Антипову дочь, класть мне в кушанье, и хотя оная, сказывает, три раза мне в похлебку клала, однако ж всевышним защищением от оного безо всякой моей осторожности избавился, ибо ни один раз пить-есть не случалось, и вскоре сие открылось.
Она же, жена моя, видя таковую свою злость открыту, умыслила употребляемых в оное людей отлучить, а именно Федора Никитина с женою отослала тайно, который, слышу, что живет у сына ее, а моего пасынка Алексея Реткина в защищении, а повар Петр Анисимов где живет, до днесь известия не имею. И потому за оное ее злое умышление и за показанные прелюбодейства жить с нею по закону никакими мерами невозможно». Василий Никитич просил развести его с женой. О сопернике его, игумене Иосифе Решилове, осведомленный историк писал: «Решилов был человек пустой и продажный, грубый и наглый проходимец, у которого в душе не осталось, по-видимому, ни одного чистого понятия, ни одного честного движения. Он и в грош не ставил монашество, хотя был иеромонахом; развратничал с крайним бесстыдством; но где нужно было, ползал и пресмыкался с таким же крайним самоуничтожением. В монастырях Тверской епархии, которыми он управлял со званием игумена, он не возбуждал ничего, кроме ненависти, своими притеснениями монахов и монастырских крестьян, хищничеством и поборами». Иван Григорьевич Решилов - игумен клобукова Николаевского монастыря Тверской enapxии, сын крестьянина, родился в Белеве, умер после 1740 г. Он вырос в расколе, был хорошим начетчиком в раскольнических сочинениях, был раскольническим попом и многих увлек в раскол в Белевском, Глуховском и других уездах, побывал с своими учениками в Подолье, на Волыни и даже в Венгрии. Но в 1719 г, во время пребывания в одном из керченских скитов он вдруг решился присоединиться к православию. Нижегородский епископ Питирим с большою радости принял его, как известного к расколе учителя и, после недолгого собеседования, присоединил его к православной церкви; вскоре Решилов был даже представлен Петру Великому. Приняв пострижение в монашество с именем Иосифа, он просил, чтобы его назначили для обращения раскольников в те именно местности, где в недавнее время он сам проповедовал раскол. Ему поручено было сначала обращать в православиe раскольников в Калуге, Вязниках, Ржев, Твери, Торжке в январе 1722 г., опять-таки по собственному вызову он отправлен был для той же цели в Стародубье и другие раскольнические скиты черниговской губернии. Зная, что очень много раскольников бежит за польскую границу в Витковские скиты, он первым делом позаботился об устройстве крепких застав по тому тракту, а затем начал свои обращения. В течение двух лет он обратил в православие по его донесениям, по крайней меpе, до 800 чел., а с тех, которые не послушали его проповеди, собрал 1700 р. штрафных денег. Деятельность его отличалась многими несимпатичными чертами; раскольники слободы Клеонки даже сделали на пасху нападение на соборную церковь в Стародубе, с целью убить Иосифа, но он спасся. С октября 1724 г. до 1726 г. Иосиф прожил в Петербурге и ходатайствовал об организации противораскольнического миссионерского дела; но хлопоты его не имели никакого ycпеxa; в конце 1725 г. Иосиф просил Св. Синод уволить его от миссионерской должности и дозволить ему жить в каком-нибудь монастыре тверской eпapxии. He получив согласия Синода, Иосиф, однако, 6 января 1723 г. поехал в Тверь с тверским архиепископом Фиофилактом Лопатинским, и там они трудились над составлением книги «Неправды раскольничества». Сначала Иосиф был иеромонахом тверского apxиepeйcкогo дома, чрез три месяца сделан игуменом Ракова Зубцевского монастыря в Старицком уезде, причем ему поручено было выдать все раскольнические дела но eпapхии, с января же 1728 г. Иосиф был игуменом клобукова Николаенского монастыря тверской eпapxии. Осенью 1730 г., по жалобам братии и крестьян, Иосиф был уволен от игуменства и послан в Старицкий монастырь в число братства. В апреле. 1731 г. Иосиф возвратился в тверской apxиepeйcкий дом, затем в Калязине в монастыре исполнял должность конюшего. В июле 1732 г. Иосиф ездил на богомолье в Москву, а с августа 1732 г. самовольно поселился в Бизюковом монастыри Смоленской епapxии и исполнял там различный послушания.
21 ноября 1732 г. Иосиф по обвинению в растрате казенного имущества, был вытребован в Москву на суд, потом его перевезли в Петербург, и возникло известное в истории «Решиловское дело». Расхищение ничтожной суммы послужило для Феофана Прокоповича только предлогом начать преследование своих политических противников, мало помалу привлечены были к следствию Иоасаф Маевский, Маркел Родытевский, наконец, архиепископ Фиофилакт После долгого суда все они пострадали, и оппозиция приверженцев страны и противников Петровской церковной реформы была окончательно ослаблена. 20 марта 1734 г. игумен Иосиф Решилов был лишен сана, назван расстригой Иваном и отправлен в Тайную Канцелярию. 20 декабря 1740 г. Высочайшим указом Ивану Решилову была отпущена вина, возвращено прежнее имя Иосифа приказано было его послать в какой-либо монастырь в число братии на неисходное жительство.
Вся история домашнего крушения Татищева страшна своей эпохальностью. Как, впрочем, все было эпохально в этом человеке. Стоило ему спуститься с высот науки и государственных замыслов, как он оказался в недавнем прошлом, вполне ему знакомом. Это был трагический разрыв между идущим сверху просвещением и коренной жизнью, разрыв, о котором толковали потом и Пушкин, и славянофилы, и Достоевский, и Толстой. Разрыв этот существовал и в сознании Василия Никитича, ибо он, образованный человек - инженер, математик, знаток истории, - всерьез пишет о чародеях, о ворожеях. Прежде, в Лубнах, баба-колдунья была объектом внешним, речь шла о принципах, а тут коснулось его самого. Главной причиной развода было то, что жена «обнесла (оговорила, очернила) его перед Императрицей».
Но хорошо нам через двести пятьдесят лет рассуждать об историко-психологических категориях. А каково было Татищеву, лишившемуся после катастрофы общественной последнего пристанища - собственной семьи?
Синод рассмотрел прошение быстро и 23 мая постановил вызвать Анну Васильевну на допрос. Она отказалась, сославшись на болезнь.
Так все и заглохло. Василий Никитич, очевидно, на разводе не настаивал. Жили они потом всегда врозь - не виделись никогда. Она пережила мужа, с которым жила врозь, и по смерти его просила о выделении ей части из его имения.
Позднее в «Духовной» Татищев более спокойно оценивает происшедшее. «Что до персоны супружества касается, наставляет он сына, - то главные обстоятельства: лепота лица, возраст и веселость в беседе, которое женам большую похвалу приносит».
В 1734 году Татищеву было сорок восемь лет. Он, конечно, был еще не стар. Но, как он сам поясняет, старость «не по числу лет разумеется». «Болезни, беды и печали прежде лет состаревают». А бед и печалей в конце 1733 года на Татищева обрушилось немало. Обострилась и его старая болезнь, в результате чего «язык... прилипе гортани». Ко времени написания «Духовной» дочь Василия Никитича Евпраксия была замужем за Михаилом Андреевичем Римским-Корсаковым. Позднее, овдовев, она вышла замуж за Степана Андреевича Шепелева. «Духовная» адресовалась сыну Евграфу. Будучи в Монетной конторе, Татищев имел больше, чем когда бы то ни было, времени и для занятий домашними делами. Сын его в 1731 году поступил в Кадетский корпус, имея определенные познания в арифметике и геометрии, зная немецкий и латинский языки. В 1734 году Евграф еще продолжал обучение в Кадетском корпусе, и ему еще предстояло определение на службу.
В 1745 г. больной Татищев, находившийся в опале, переехал на жительство в с. Тетюши Симбирской губернии в имение сына Евграфа.
Развела Татищевых через двадцать два года смерть Василия Никитича. Рухнуло все сразу - карьера прервалась, к серьезным делам его не допускали, не стало семейного очага, прочного дома, приличного не молодому уже человеку.
Н.Г. Лобанова,
начальник отдела учета, публикаций и использования документов архивного фонда РФ