Из фондов архива
Сокровищница городской памяти: к 60-летию создания Тольяттинского краеведческого музея
В 2022 году Тольяттинский краеведческий музей отмечает шестидесятилетие со дня образования.
Это событие в жизни нашего города имело почти полувековую предысторию. Еще в конце XIX в. Ставропольское уездное земство, в рамках кампании по популяризации передовых агрономических знаний среди крестьян уезда, решило организовать центры их распространения в уезде. Так, на участке, пожертвованном земству местным землевладельцем Картиковским, было организовано опытно-показательное поле, где применялись передовые приемы земледелия. С конца XIX века в уезде открываются пункты проката современных земледельческих орудий, в отдельных школах создаются приусадебные участки, на которых ученики обучались азам нелегкого труда земледельца. В рамках этой кампании ставропольское земство накануне Первой мировой войны выделило средства для организации в Ставрополе музея–кабинета местной сельскохозяйственной жизни. В музей должны были поступать образцы лучших сельскохозяйственных культур, орудий труда, материалы о передовых приемах земледелия, скотоводства и т. д. Таким образом, музей должен был приобрести выраженную производственную направленность, стать центром пропаганды передовых приемов сельского хозяйства. Нам неизвестно, начал ли действовать этот кабинет. Скорее всего, военные обстоятельства помешали его открытию.
Новую попытку создания музея, уже краеведческого характера, предприняли представители советской власти в годы гражданской войны. Отдел культуры Ставропольского исполкома, ассигновал средства для создания в Ставрополе музея истории края. Нам неизвестно, какие экспозиции планировалось создать в музее. По всей видимости, предполагалось собирать экспонаты, связанные с естественной историей и развитием местных производительных сил, борьбой населения против самодержавия и революционным движением. Так или иначе, вторая попытка создания музея в Ставрополе также оказалась безуспешной. События гражданской войны, голод в Поволжье в 1921–1922 гг. и длительное восстановление местного хозяйства, большие бюджетные дефициты местного исполкома в период новой экономической политики никак не способствовали развитию музейного дела в городе.
В 1930–1940-е гг. государственная политика в области исторических исследований не благоприятствовала развитию краеведения. К краеведению относились подозрительно, видя в нем одну из форм пропаганды местной обособленности и национализма. Лишь в период «оттепели», с 1950-х гг., отношение власти к краеведению и региональной истории начинает меняться. В Советском Союзе разворачивается массовое общественное движение за создание местных музеев. Они появляются в небольших городах и поселках, на промышленных предприятиях, стройках, в учебных заведениях. Новые культурные веяния не обошли стороной и наш город, стремительно преображавшийся вместе со строительством Волжской гидроэлектростанции в крупный промышленный центр.
Инициативу в открытии местного музея взяло на себя Управление строительства «Куйбышевгидрострой», создававшее новый город. В июле 1958 г. начальник Управления генерал И. С. Комзин встретился в Москве заместителем министра культуры РСФСР Т. М. Зуевой, которая горячо поддержала предложение гидростроевцев об организации в Ставрополе историко-краеведческого музея, дала указание о предоставлении методической помощи создающемуся музею со стороны министерства. Заручившись поддержкой министерства культуры, после приема Волжской гидроэлектростанции в эксплуатацию И. С. Комзин подготовил записку в Куйбышевский областной исполком с обоснованием необходимости создания историко-краеведческого музея в Ставрополе. В записке указывалось, что музеи истории строительства уже имелись при других гидроэнергетических объектах Советского Союза, а крупнейшая гидроэлектростанция на Волге «представляет большой интерес для советского народа, а также экскурсантов и туристов, особенно иностранных». Поэтому необходимо подготовить экспозицию, связанную с ее возведением. Также в записке отмечалось, что «старинный русский город Ставрополь и его район имеют яркие страницы революционного прошлого, которое также найдет свое отражение в экспозициях музея».
Куйбышевский областной исполком не мог оставить без внимания просьбу гидростроевцев, поддержанную министерством культуры. Казалось, организация в Ставрополе музея поставлена на твердое основание. Однако реализацию инициативы, как обычно, затормозил финансовый вопрос. Заместитель министра культуры РСФСР утвердила штатное расписание нового музея, выделив на него четыре ставки, и предложила подчинить музей непосредственно министерству. Однако, по неизвестной причине, ставки министерство не выделило и не взяло на себя финансирование музея. Не захотел выделить крупных средств и Куйбышевский областной исполком. Не меньшие трудности вызвал поиск помещения для музея в строящемся городе. Гидростроевцы, вероятно по инициативе И. С. Комзина, ставшего неофициальным куратором проекта, предлагали отвести под музей помещения при речном порте Ставрополя, что было очень удобно для туристов, попадавших в город в основном с речными экскурсиями. Возможно, под музей могла быть использована и «дача Хрущева», оставленная в собственности партийной организации. Но из этих инициатив ничего не вышло: отдельное здание под музей выделено не было. С отставкой И. С. Комзина с поста начальника Куйбышевгидростроя и его переводом на службу в Египет организация полноценного музея в Ставрополе вновь оказалась отложена в долгий ящик.
Единственное, что смогли сделать гидростроевцы, это устроить пункт сбора материалов для будущего музея. В ноябре 1959 г. при городской библиотеке № 1 города Жигулевска заработала особая музейная комната, площадью всего в 16 квадратных метров. С нее началась история Жигулевского краеведческого музея, который стоял у истоков музея в Ставрополе. Жигулевский музей начал сбор археологического материала из зоны затопления гидроэлектростанции, документов и экспонатов по строительству гидроэлектростанции и крупных промышленных предприятий в ее окрестностях, к возведению которых Куйбышевгидрострой приступил в конце 1950-х гг., материалов о строительстве самого Жигулевска – образцового города советских энергетиков. Однако Ставрополь, перенесенный из зоны затопления и стремительно прираставший новыми жилыми районами, был на другом берегу Волги и… на периферии внимания жигулевских краеведов.
Лишь в 1962 г. к вопросу организации собственного музея в Ставрополе вновь вернулись всерьез. В апреле 1962 г. Куйбышевский областной исполком принял решение об организации в Ставрополе филиала Жигулевского краеведческого музея. Во исполнение этого решения, Ставропольский городской совет народных депутатов своим решением № 113 от 23 апреля 1962 г. определил расположение музея в Ставрополе и утвердил его штатное расписание. Музей должен был разместиться на первом этаже дома № 2 по улице Мира. Выделенная музею площадь составила 136 квадратных метров. Датой открытия музея должно было стать 5 апреля 1962 года. Первым директором музея была назначена Н. Е. Мизеровская.
Но в столь короткий срок организовать краеведческий музей в городе не представлялось возможным. Осенью 1962 г. Куйбышевский областной совет народных депутатов рассмотрел вопрос о состоянии и мерах улучшения культурного обслуживания работников предприятий «большой химии» в городе Ставрополе. Областной совет создал особую комиссию, которая подготовила пакет предложений по развитию культуры в нашем городе. В утвержденном плане мероприятий под пунктом № 12 значилось «открыть народный краеведческий музей» в Ставрополе уже в 1964 г. В связи с переносом срока открытия были внесены изменения в штатное расписание. В организуемом городском музее оставили две ставки: директора и уборщицы. Изменилось и первоначальное местонахождение музея. В отчете Ставропольского краеведческого музея за 1964 г., первом из сохранившихся, адрес музея был указан в поселке Комсомольском, в черте Ставрополя, на улице Комсомольской (с 1966 г. – улица имени А. С. Мурысева), в доме № 84. Площадь музея определялась в 259 квадратных метров.
24 апреля 1965 г. Тольяттинский горисполком принял решение о выделении музею 1662 рублей на приобретение инвентаря и оборудования. Началась работа по комплектованию фондов и созданию первой музейной экспозиции. Отдел культуры Тольятти утвердил в плане работы на четвертый квартал 1965 г. создание ученого совета при музее. А в 1966 г. у музея появился новый директор, с именем которого будет связано его открытие и первые шаги деятельности. 18 октября 1966 г. Тольяттинский горисполком утвердил директором краеведческого музея Виля Фроимовича Волиса. К полноценной систематической работе краеведческий музей приступил с 1967 г. В музее появляется постоянное штатное расписание, и организуются три основных отдела:
– отдел природы занялся сбором материала о «палеонтологическом прошлом», флоре и фауне края, местных почвенно-климатических условиях и водных ресурсах;
– отдел истории дореволюционного периода собирал экспозицию, отражающую «ведущие процессы исторического развития края с основания города и до Великой Октябрьской революции», а также занимался сбором археологических коллекций;
– отдел истории советского периода собирал материалы по историческим событиям Великой Октябрьской социалистической революции в Ставропольском уезде, восстановления народного хозяйства и социалистическим преобразованиям 1930-х гг., о событиях Великой Отечественной войны, при этом значительное внимание в работе отдела предлагалось уделить современному Тольятти – городу промышленности, науки и культуры.
В конце 1960-х гг. активно шло пополнение фондов музея. Первыми фондовыми предметами музея стали документы и газетные вырезки о «героических буднях» строек коммунизма нашего года, картины местных художников, археологические экспонаты. В 1967 г. фонды музея пополнились на 642 экспоната, в число которых вошли фрагмент кости мамонта, образцы минералов и гербарии, чучела птиц и животных, фотокопии документов по ранней истории города из Центрального государственного архива древних актов, образцы нумизматики, археологические материалы раскопок на территории Ставропольского района, документы и вещи, связанные со строительством Волжского автомобильного завода. На основе собранных материалов проводилась научно-исследовательская работа по изучению истории края, научному описанию фондовых предметов, разрабатывался тематико-экспозиционный план будущей экспозиции.
Музей официально открылся для посетителей 24 мая 1967 года. Горожанам и гостям города были представлены разработки трех отделов музея. Основное внимание в экспозиции оказалось уделено истории становления и развития советской власти в Поволжье и городе. Значительная часть экспозиции была посвящена современному Тольятти. В 1967 г. музей посетили 7940 человек, в основном школьники. Примерно половина из посетителей была охвачена экскурсиями.
При этом, монтаж первой постоянной экспозиции продолжался до конца 1971 г., что было связано с новым переездом музея. В 1969–1971 г. сотрудниками музея предпринимались научные историко-бытовые экспедиции по селам Ставропольского района. Сотрудники музея посетили Бинарадку, Ташёлку, Узюково и другие населенные пункты. По результатам экспедиций коллекции музея пополнились предметами женской национальной одежды (русской, мордовской, чувашской), орудиями крестьянского труда и предметами быта. В частности, удалось приобрести соху, плуг-сабан, ткацкий стан. По истории советского периода были приобретены документы с подлинной подписью Чапаева, скульптурный портрет Гая, макет боевой тачанки, письменно-печатные документы.
В начале 1970-х гг. музей переезжает в новое здание с большой выставочной площадью, что позволило серьезно повысить уровень его работы. В этот период при музее открывается планетарий для работы котором разрабатывается цикл лекций. Лекции велись по темам «Планеты солнечной системы», «Общая характеристика звездного неба», «Способ и метод исследования звездного пространства» и другим. Музейный планетарий пользовался огромной популярностью у жителей города. В год организовывалось до пятисот его посещений. С 1972 г. Тольяттинский музей становится самостоятельным учреждением культуры, в то время как музей в городе Жигулевске становится его отделением.
Документы выставки включают в себя письма, решения, планы работ в связи с открытием в Тольятти краеведческого музея, а также фрагменты сохранившихся отчетов за первые годы его работы.
Янчарук Д. В., к.и.н., ведущий специалист Управления по делам архивов
администрации г.о. Тольятти
2022 г.
При подготовке статьи использованы материалы публикации Е. А. Пынчук «Тольяттинский краеведческий музей». См.: Пынчук Е. А. Тольяттинский краеведческий музей // Вестник департамента культуры мэрии Тольятти. Специальный выпуск 2005 г. «Музейное дело в Тольятти». – Тольятти: ООО «Соломон», 2005. С. 18–24.
Тольяттинский краеведческий музей. Предыстория.
(1919–1922 годы)
В 2022 году Тольятти отпраздновал шестидесятилетний юбилей краеведческого музея – сокровищницы прошлого нашего города. Трудный и длительный путь становления музея был отражен в документах выставки «Сокровищница городской памяти: к шестидесятилетию создания Тольяттинского краеведческого музея». Уже в ходе работы над выставкой стало выясняться, что попытка создания в городе краеведческого музея, предпринятая в 1950–1960-е гг. была не первой, а по меньшей мере третьей.
Первую попытку организовать в Ставрополе сельскохозяйственный «музей», или кабинет, для пропаганды агрономических знаний, предприняло накануне Первой мировой войны Ставропольское уездное земство. На оборудование «музея» было выделено несколько сотен золотых рублей, но открыть его в годы войны не удалось.
После Февральской буржуазно-демократической революции Ставропольское уездное земство возвращается к идее организации музея. 4 марта 1917 г. земская управа рассылает в волостные правления Ставропольского уезда письма, в которых информирует, что она предполагает устроить в Ставрополе «естественно-исторический музей». Для вновь организуемого музея управа просила население передавать достойные внимания вещи: кости «допотопных животных», старинные рукописи, иконы, картины, книги и монеты. Вещи принимались в дар, оплата деньгами за них не предусматривалась, лишь моральное поощрение: имена жертвователей должны были заноситься в каталог музея и помещаться на этикетки, содержащие сведения об экспонатах. Нам неизвестно, как велась работа по сбору экспонатов для вновь организуемого музея, и кто отвечал за эту работу. Однако можно сказать наверняка, что до начала 1918 года «естественно-исторический музей» в Ставрополе создан не был, хотя возможно, что какая-то коллекция экспонатов образовалась.
Вторую попытку создать городской краеведческий музей предприняла уже советская власть в годы Гражданской войны. Инициативу в деле создания музея проявил местный учитель Г. Г. Ленквист, обратившийся в 1919 году в Ставропольский уездный отдел народного образования с предложением организовать в уезде музейное дело. Возможно, что он уже отвечал за эту работу в 1917 году, или раньше, находясь на службе Ставропольской уездной земской управы. 19 октября 1919 г. коллегия отдела народного образования рассмотрела заявление Г. Г. Ленквиста, назначила его руководителем «музейных работ» в Ставропольском уезде и отправила на курсы работников музейного дела в Самару. Спустя ровно месяц Ставропольский уездный отдел народного образования отправляет в Самару новую кандидатуру «инструктора музейно-выставочного дела» А. А. Гайворовского. Инструктору предстояло закупить в Самаре наглядные пособия для организуемого музея, скорее всего – по сельскому хозяйству.
Примерно в это же время, поздней осенью 1919 года, при уездном отделе народного образования создается особая музейная комиссия, для отбора и подготовки экспонатов музея. Уже 13 декабря 1919 года представители комиссии для организации работы потребовали от отдела народного образования четверть ведра спирта, ведро денатурата, два ружья с патронами и право неограниченно бить зверей и птиц в местных лесах. Впрочем, в скромной просьбе ставропольских энтузиастов музейного дела уездный отдел народного образования отказал, постановив «рекомендовать комиссии начать свою работу с возможного и не требовать того, что в настоящее время нигде нельзя достать». В марте 1920 г., возможно при музее, в городе возникло первое известное краеведческое общество – «Ставропольское общество исследователей местного края».
На рубеже 1919–1920 гг. музейная комиссия, поддержанная местными энтузиастами – любителями старины, начала работу по подготовке к открытию музея, а в структуре уездного отдела народного образования в секции («управлении») политического просвещения возник экскурсионно-выставочный подотдел. Он состоял из двух экскурсоводов, которые, по всей видимости, помимо организации экскурсий занимались также комплектованием фондов, и одного чертежника им в помощь. В начале 1920 года организуемому музею приискали первое помещение. 18 февраля 1920 года по заявлению нового, уже третьего, инструктора музейно-выставочного дела, некоего Баннова, музей был размещен в квартире, которая до этого занималась городской мусульманской школой, и поставлен на снабжение дровами. Городская мусульманская школа недолгое время действовала в Ставрополе, но была закрыта, вероятно, потому что оказалась не востребована у немногочисленных местных мусульман, предпочитавших учить своих детей в русских школах.
10 марта 1920 года Ставропольский краеведческий музей был открыт. Однако работа по созданию музея шла очень трудно, поскольку его первым сотрудникам не удавалось подобрать достойные экспонаты: сказывалось отсутствие опыта подобной работы и финансирования. Первая проверка работы музея, проведенная после года его работы в марте–апреле 1921 года показала, что он «по своему содержанию не отвечает названию музея местного края». После проведенной проверки началась работа по реорганизации музея, но она оказалась прервана катастрофическим голодом 1921–1922 годов. После окончания его самого тяжелого этапа и перехода к нэпу местная власть, ввиду отсутствия средств, оказалась не в состоянии содержать уездный краеведческий музей. Его экспонаты в 1922 году были переданы в городскую библиотеку, которой вменили в обязанность хранить и демонстрировать их читателям. Дальнейшая судьба экспонатов пока что остается неизвестной. В дальнейшем по политическим, административным и финансовым причинам в течение сорока лет Ставрополь существовал без своего музея. Однако усилиями нового, уже послевоенного, поколения любителей истории края его удалось возродить в новом качестве уже совершенно в другом городе.
Документы выставки – извлечения из протоколов и отчетов Ставропольского уездного отдела народного образования – рассказывают о первых непростых шагах музейного дела в Ставрополе.
Янчарук Д.В., к.и.н., ведущий специалист управления по делам архивов
Администрации г.о. Тольятти,
2023