например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

45 лет старту производства автомобиля ВАЗ–2121 «Нива»

 

         5 апреля 2022 года исполнилось 45 лет началу производства легендарного внедорожника Волжского автомобильного завода ВАЗ–2121 «Нива». Еще в конце 60-х годов прошлого столетия в СССР резко возникла необходимость в компактном автомобиле повышенной проходимости. С инициативой по разработке такого автомобиля выступил главный конструктор ВАЗа Владимир Сергеевич Соловьев. Он предложил создать машину, отвечавшую требованиям жителей сельской местности.

          Но процесс создания затянулся. Свои версии «сельского автомобиля» предлагали и АЗЛК, и Иж, но их модели так и не были доведены до производственных версий. А у вазовцев получился на редкость удачный проект. Главным плюсом новой модели являлся постоянный полный привод всех колес. До советского «проходимца» такой опцией мог похвастать разве что британский Range Rover. К тому же автомобиль получил межосевой блокируемый дифференциал и раздаточную коробку с понижающим рядом. Другой плюс – управляемость. Несмотря на статус внедорожника, «Нива» отличалась управлением и комфортом, практически не уступавшими обычным легковушкам 1970-х годов. Соответственно, аналогов не только в СССР, но в Европе у автомобиля не было.

          2 апреля 1977 г. сборщики корпуса 062 Волжского автозавода приступили к изготовлению деталей для первой партии «Нивы». Молодые рабочие Василий Дивнов, Михаил Кожанов, Василий Немтин, Виктор Брайон и др. собрали раздаточные коробки, поперечины передней подвески и тормоза. Сварщики А. Н. Столяров, А. С. Пантелеев, В. С. Губин, А. Ф. Новиков изготовили первые кузова нового автомобиля.

          5 апреля 1977 г. эстафету производства взяли в свои руки слесари сборочного конвейера корпуса 062. На них в этот день, без преувеличения, смотрел весь коллектив Волжского автозавода, потому что именно они, сборщики, должны были аккумулировать долгий и нелегкий труд автостроителей в новом автомобиле. Восемь бригад осуществили сборку первенца. Очень хорошо справилась со своей задачей бригада Валерия Рачука, которая осуществила сборку узлов шасси и двигателя. В рядах сборщиков в этот день были ветераны завода, собиравшие первые автомобили ВАЗ: Юрий Юдичев, Валерий Котенев, Анатолий Загладышев.

          Первая опытная партия автомобилей ВАЗ-2121 была выпущена в канун открытия XXV съезда КПСС, став своеобразным подарком съезду от тольяттинских машиностроителей. При этом, вряд ли тогда создатели новой марки автомобиля могли предположить, что их детище окажется столько удачным и живучим. Первоначальный план производства предполагал создание 25 тысяч машин в год. Однако затем его увеличили до 50 тысяч, а затем и вовсе до 70 тысяч «Нив»!

          Жители Советского Союза быстро оценили ВАЗовкую новинку. Автомобиль по тем временам был действительно прорывным. Он блестяще справлялся со своей главной задачей – ездой по бездорожью. Поэтому покупали его не только жители сел и деревень, но и горожане, любившие устраивать вылазки на природу. Например, охотники и рыбаки. Нет ничего удивительно в том, что вскоре ВАЗ наладил экспорт своей продукции за границу. И причем не только в дружественные страны социалистического лагеря, но и в государства Западной Европы. Естественно автомобили отличались от тех, которые шли на внутренний рынок. Экспортные автомобили собирались более тщательно и качественно, были различия и в «начинке». И эти автомобили пользовались хотя и низким, но стабильным спросом во Франции, Великобритании, Швейцарии и других странах.

           

Подготовил Д.В. Янчарук, ведущий специалист управления по делам архивов

        

 Источник: Кольцова Т. ВАЗ–2121 берет разбег // Волжский автостроитель – 7 апреля 1977 г. – № 40 (992) – С. 1.

Весь сайт

Деятельность