Экология
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по итогам осуществления государственного регионального экологического контроля (надзора) на территории городского округа Тольятти за 2021 г.
Доклад по итогам обобщения
правоприменительной практики по итогам осуществления государственного регионального экологического контроля (надзора) на территории городского округа Тольятти за 2021 г.
В соответствии с Законом Самарской области от 06.04.2010 г. № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:
региональный государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в следующих сферах:
- государственный надзор в области обращения с отходами;
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный надзор в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.
Отделом государственного экологического надзора управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти за 2021 г. проведено:
- 22 плановых проверок;
- 353 выездных обследований территорий;
- выдано 271 предостережения о недопустимости нарушении требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды;
- принято участие в 121 совместной проверке с районными и городской прокуратурой в результате которых выявлено:
- 193 нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе:
- 90 - связанных с нарушением требований в области охраны атмосферного воздуха;
- выявлено 23 новых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды:
- статья 8.1. КоАП РФ - Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
- часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ - Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления;
- часть 10 статьи 8.2 КоАП РФ - Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления;
- Статья 8.5 КоАП РФ - Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию. Наиболее распространенными нарушением является несвоевременное предоставление, или искажений данных в отчете об осуществлении производственного экологического контроля.
Основной причиной, по которой хозяйствующие субъекты допустили данные нарушения – отсутствие, либо недостаточное качество системы производственного экологического контроля за хозяйственной деятельностью, обязанность осуществление которого является обязательным требованием в соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Порядок организации и осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях:
- обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды,
- обеспечения выполнения мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
- соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
- о технологических процессах;
- о технологиях;
- об оборудовании для производства продукции (товара);
- о выполненных за контрольный период работах;
- об оказанных услугах;
- о применяемых топливе, сырье и материалах;
- об образовании за контрольный период отходов производства и потребления;
- об обращении с отходами производства и потребления.
Таким образом Производственный экологический контроль должны осуществлять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых законодательством РФ предусмотрена обязанность выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также обязанность соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности осуществляется ежедневно, периодически вносятся изменения в законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды, поэтому производственный экологический контроль необходимо осуществлять непрерывно в ходе проведения деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
При организации и осуществлении производственного экологического контроля следует руководствоваться:
- ГОСТ Р 56062-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический контроль. Общие положения;
- ГОСТ Р 14.13-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля.
Частями 2, 4, 7, 8 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусмотрены дополнительные требования по осуществлению производственного экологического контроля для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
К ним относятся:
- разработка и утверждение программы производственного экологического контроля, разработанной в соответствии с требованиями приказа МПР РФ от 28.02.2018 г. № 74;
- ежегодное предоставление отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.12.2018 г. № 810.
Непринятие мер к организации и осуществлению эффективного производственного экологического контроля не только приводит к нарушениям экологических требований но и само по себе является нарушением ч. 1, 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов».
Для осуществления эффективного производственного экологического контроля его организацией должны заниматься лица, имеющие профессиональную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данное обязательное требование изложено в ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Для организации осуществления производственного экологического контроля на объектах 1-2 категорий - оказывающих значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду, желательно наличие высшего профессионального образования в области охраны окружающей среды, а также наличие профессионального опыта в данной сфере деятельности.
Оценка эффективности Программы
профилактических мероприятий в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора (контроля) за 2021 год
№ п/п |
Наименование мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований |
Ответственные исполнители |
Периодичность проведения, сроки исполнения |
Адресаты мероприятия |
Актуализация размещенных на официальном сайте администрации Городского округа Тольятти перечней нормативных правовых актов (далее НПА), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора. |
Сотрудники Отдела государственного экологического надзора (контроля) управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти (далее- сотрудники ОГЭН) |
Актуализированы |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
|
2 |
Актуализация размещенных на официальном сайте Службы текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по каждому виду государственного надзора. |
Сотрудники ОГЭН |
Актуализированы |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
3 |
Проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, горячих линий и подобных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора. |
Сотрудники ОГЭН |
Проведены |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
4 |
Размещение на официальном сайте администрации г.о. Тольятти комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований. |
Сотрудники ОГЭН |
Размещены |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
5 |
Выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды. |
Сотрудники ОГЭН |
Выданы |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
6 |
Проведение мероприятий по оценке эффективности и результативности профилактических мероприятий с учетом целевых показателей, установленных в разделе 6 Программы |
Начальник ОГЭН |
Проведены
|
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |
7 |
Подготовка руководств, разъяснений по соблюдению обязательных требований |
Сотрудники ОГЭН |
Подготовлены |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность |