например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Музыкальные школы

 

 

ДМШ № 1. Эдвин Федорович Фрицлер родился в 1909 г. в семье учителя в с. Бальцер (ныне Красноармейск) Саратовской области. Еще в школе-девятилетке обучался игре на народных инструментах и фортепиано, руководил школьным оркестром русских народных инструментов и школьным хором, выступал с концертами в школе и Народном Доме. После окончания теоретического отделения Саратовского музыкального техникума, философского факультета Саратовского университета осенью 1930 г., Эдвин Фрицлер был распределен преподавателем политэкономии в Немецкий пединститут г. Энгельса, где читал лекции по политэкономии и основам марксизма-ленинизма. На основе данных госархивов г. Энгельса и Самары Э. Фрицлером была написана диссертация «Дифференциация крестьян в селах немцев Поволжья», опубликованная в газете «Nachrichten» и «Трудовая правда». После сдачи кандидатского минимума в Московском институте народного хозяйства, его перевели на должность доцента. Продолжая музыкальные занятия дома, успешно перешел на 5 курс Саратовской государственной консерватории. Осенью 1941г. семью выслали в с. Ербинское Усть-Абаканского района Хакасской области Красноярского края. Затем была работа в школе и колхозе, мобилизация в трудармию. Тяжелые годы голода. С 1944г. семья жила в Похвистнево: ежедневные походы в комендатуру за отметкой о пребывании, хлопоты о послаблении режима для коллег - одна из сторон жизни Эдвина Федоровича в Похвистнево. Закончилась Великая Отечественная война. Э.Ф. Фрицлер работал в клубе нефтяников, Доме пионеров, общеобразовательных школах, преподавал в музыкальной школе. Оркестр народных инструментов, клубные и школьные хоры под управлением Э.Ф. Фрицлера заняли первое место на областном конкурсе художественной самодеятельности. В 1956 г. семья переехала в Ставрополь. Эдвин Федорович становится преподавателем, а затем - директором ДМШ-1 (1963) в п. Комсомольский. Большое музыкально-творческое дарование Эдвина Федоровича проявилось в его сочинениях. Среди них: балет «Красная шапочка», концерт для фортепиано с оркестром, фортепианные пьесы «Ландыш», «Два интермеццо», «Тарантелла», «Акварель», «Танец мальчиков», «Охотники в лесу», «Прелюдия», «Утро в лесу», "Танец котят»,»Мама», «Танец лесных птичек», «Петушок», «Танец кузнечиков», «Аллегро», "Скерцино», «Глухой лес», «Пьеса». Инструментальные пьесы: «Адажио» для скрипки и фортепиано, «Прелюдия» для фортепианного трио, «Маленькое рондо» (фортепианное трио), «Вальс» (фортепианное трио), «Танец кузнечиков», «Мазурка», «Бабочка» (скрипка и фортепиано), «Интермеццо» для трубы и фортепиано, «Танец зайчат» (балалайка), «Вокализ» (труба и фортепиано), «Ландыши» (скрипка и фортепиано). Обработки народных песен российских немцев: «Путь письма» (сл. А.Чистякова), «Город мой» (сл. В.Сивякова), «Пеня о дружбе» (сл. В. Белоусова), «Его зарыли в шар земной» (сл. С.Орлова), «Дорога, дорога» (сл. Гупаленкова). Романсы: «Я хочу быть твоею милою» (сл. М. Алигер), «Вокализ», «Была я на земле огнем неброским» (сл. Е.Шевелевой), «Верь мне, верь» (сл. Т. Волжиной), «В чужом саду» (сл. С.Смолич), «А я живу одним» (сл. В. Цыбина), «Ветка» (сл. Ф. Алиевой), «Я не могу» (сл. Т. Эмина), «Сонет Шекспира № 147» (пер. С.Маршака), «Ночная встреча» (сл. А.Ахматовой), «Встреча» (сл. А. Дементьева), «Поговори со мной» (сл. В. Столярова), «Давай помолчим» (А.Дементьева), «Мне все больней с тобой встречаться» (сл. В.Туркина), «Мне до тебя, как до осени» (сл. Т.Воскобойниковой), «Что было, то было» (сл. И.Снеговой), «Твои глаза меня зовут» (сл. Татьяничевой), «Я не твой, не сердись, я не твой» (сл. А.Воронцова), «Песня о дружбе» (В. Белоусова), «Не в этой жизни, а в иной» (сл. Л. Барбас), «Под звездой вечерней» (сл. А.Говорова), «Мой город» (сл. Л.Бессоновой), «Ольга фон дер Вольга» (сл. Долинина, Хольмана). Хоровые произведения: «Последние строки Бенджамина Молоидзе» (пер. Долматовского), « Бьют эпохи часы» (сл. Т. Литовкина), «Баллада о Никонове» (сл. Э. Фрицлера), «По мосту, над темною водой» (сл. М. Рымского), «Ночь была и тиха, и тепла» (сл. Л. Украинки), «Шелестит о прошлом старый дуб» (сл.А.Ахматовой), «Сколько звезд голубых, сколько синих» (сл. А.Прокофьева), «Ода Родине» (сл. Т. Некрасова), «Песня о Тольятти» (сл. В.Белоусова), «Заветный город» (сл.Л. Бессоновой), «Вьется пух тополиный» (сл. Н. Рыленкова), «Песня о хлебе» (сл.Е. Благининой), «Привет Жигулевскому морю» (сл. В. Белоусова), «Песня о Волге» (сл. С. Мосина). В числе исполнителей произведений Э.Ф. Фрицлера были: О. Дикусарова, Л. Магерамова, В. Московский, В. Талямина, В.А. Баулина, В.И. Марчук, М. Евсикова, Л. Ленских, В. Горбунова, И. Орлова (струнники); вокалисты: В. Дубенко, П. Мартемьянова, Л. Корнишина, Р. Тарасова, В. Круковский, О. Нечаев, В. Страхов; народники: В. Стряпунин, В. Мартимьянов, Л. Егорова, В. Кузьмин, А. Шведов; хормейстеры: О. Агибалова, Г.П. Мартынова, А. Ревнюк, Г. Казачек, Т. Химич, С. Таращенко, В. Дубенко; пианисты: Т. Герасимова, Л. Шек, О. Молва, И. Фрицлер, М. Козлова, О. Калисто, Л.И. Смирнов, Л.А. Смирнова. На торжественном вечере в концерте, посвященном 90-летию Доменика Гольмана (поволжский немецкий поэт) Э.Ф. Фрицлер со скрипачкой исполнил романс, посвященный другу «Olga von der Wolga», (на стихи Гольмана). В 1992 г. Эдфин Федорович Фрицлер был избран зам. по культурным связям общества «Wieder geburg» («Возрождение» - культурного центра немцев Поволжья). В 1994 г. в Алма-Ате на Всесоюзном фестивале немецкой культуры И. Фрицлер исполняла произведения отца в немецком театре. Участником этого фестиваля стал И.И. Менгель, исполнивший романс Э.Ф. Фрицлера, который позднее был опубликован в газете «Freundschaft». В 1997 г. Эдвина Федоровича Фрицлера не стало. Секция композиторов под руководством Э.Ф. Фрицлера при Тольяттинском отделении хорового общества была создана в 1975 г. С 1972 г. по 1975 г. Эдвин Федорович оказывал помощь самодеятельным композиторам города. С приездом в город нескольких профессиональных композиторов в 1978 г. появилось объединение профессиональных и самодеятельных композиторов, где регулярно проходили прослушивания новых произведений, давались консультации самодеятельным авторам. Первый отчетный концерт секции, где звучала музыка Э.Ф. Фрицлера, Г.В. Куриной, В.В. Круковского и П.В. Фисенко в исполнении ансамбля «Жигули», хора «Каприччио», М. Тимофеева, В. Сергиенко, Н. Марченко, Р. Тарасовой, В. Круковского, состоялся в 1979 г. В концерте приняли участие народный хор «Жигули», камерный хор «Каприччио», преподаватели музыкальных школ и училища.

Тесные творческие контакты возникли с женским хором под управлением Г.П. Мартыновой, ансамблями «Гармоника» и «Реченька», женским хором под управлением Т. Химич. Произведения тольяттинских композиторов исполняли хоровая студия № 1 Л. Климовой, школы искусств № 1 Н.Сироткиной и Т. Коноваловой, ТМУ. Прошли авторские вечера Э.Ф. Фрицлера (1983), П.В. Фисенко (1983), Г. Куриной и Л. Казачок (1984), В. Россина (1986). В творческом вечере Э.Ф. Фрицлера прозвучали произведения композитора в исполнении женского хора под управлением Г.П. Мартыновой, оркестр русских народных инструментов под управлением А. Шведова, хор музыкального училища (В.Дубенко). Сочинения тольяттинских композиторов включались в программы городских хоровых праздников, звучали на концертах (в год 60-летия образования СССР и 40-летия Победы). В этих концертах участвовали академический хор Димитровграда под управлением А. Куликова, женского академического хора Дворца профсоюза Ульяновска под управлением Г. Уваровой, камерный хор Дома молодежи (Куйбышев) под управлением Т. Краюшкиной, хор «Каприччио» (М. Тимофеев), джаз-ансамбль «Движение» (руководитель А.Комлев), женский академический хор ДКиТ ВАЗа (Т. Химич), академический хор Дворца культуры им. Ленина Новокуйбышевска (А. Пахомов), хор дворца пионеров (Л.Климова), вокальный ансамбль детской школы искусств № 1 (Н. Сироткина), Р.Тарасова и ансамбль русских народных инструментов под управлением Л.Егоровой. В ходе подготовки к 250-летию города секция наладила творческие контакты с литературными объединения «Лада» и «Лира». Прошел конкурс на лучшую песню о Тольятти, результатом которого стало появление не скольких хороших песен. Постоянное внимание работе секции оказывали члены Союза композиторов СССР Ю.В. Олесов и И.А. Касьянов. Положительные отзывы о сочинениях тольяттинских композиторов дала Саратовская организация Союза композиторов. К 1987 г. секция насчитывала 6 постоянных членов: Э.Ф. Фрицлер,

П.В. Фисенко, Г.В. Курина, Л.В. Казачок, В.В. Россин, А.С. Юлин. Больше десяти самодеятельных авторов получали постоянные консультации в секции композиторов.

Музыкальная школа № 2 была основана Геннадием Гурьяновичем Цехом, согласно решению горисполкома № 52/3 от 30.01.1969 г. Г.Г. Цех после окончания Ростовского музыкального училища и курсов подготовки офицерского состава МВД СССР был направлен на работу на строительство Куйбышевской гидростанции в Ставрополь-на-Волге. С 1960 г. преподавал в музыкальной школе № 2, работал завучем, а с 1968 г.- директором музыкальной школы № 3. В 1967 г. он окончил Саратовскую консерваторию. «Этот человек был рожден для искусства», говорит Е.М. Журавлев. Беречь себя он не умел и не хотел. В отпуск выгонять приходилось. С учениками занимался без выходных, и когда они после окончания школы поступали учиться в музыкальные училища в других городах, он всегда готовил и возил их сам. Если ставил цель, то всегда добивался. Редко когда уступал. Помогал обязательно бескорыстно и очень обижался, если кто-то хотел отблагодарить за добро». «Играть научился самоучкой, - рассказывает жена Нина Григорьевна Цех, - В пять лет сам подбирал песни по слуху и даже «подрабатывал «на свадьбах и в кино». Один из лучших учеников Геннадия Гурьяновича - Виктор Фильчев, обладатель «Кубка мира» 1976 г. (профессионального конкурса баянистов и аккордеонистов в Вашингтоне, (США), ныне - профессор Саратовской консерватории, заслуженный артист России. Кроме огромной преподавательской работы Г.Г. Цех был народным депутатом, народным заседателем, тренером и представителем от Куйбышевской области на Всесоюзных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту МВД СССР, награжден 20 почетными грамотами, медалью «За трудовую доблесть». Вспоминает И.И. Чеботаренко: « В нем была особая душевность и любовь к жизни. И подход к каждому человеку был свой. В праздники приходил с баяном никогда не забывал поздравить. Любил шутить, рассказать что-нибудь веселое. Ему подчинялись легко и радостно, так велико было его обаяние».

В декабре 1995 г. Геннадию Гурьяновичу Цеху был посвящен «Вечер памяти», на котором присутствовали его коллеги и соратники. «В нем до седых волос жило неистребимое мальчишество! Он был рожден для ребятишек и удивительно быстро умел находить с ними общий язык, был им вторым отцом. Конечно же, Музыкантом и Педагогом был от Бога! И умер с баяном в руках, не дожив до 60 лет». Среди первых педагогов школы были музыканты Н.В. Фроловская, В.М. Филатова, И.П. Панфилов, В.Г. Андреев, Л.А. Попова, И.Г. Дедюхина, Л.Н. Рындюк, Е.И. Ашла, О.И. Молдаваненко, И.И. Дубаева, Е.М. Лупачева,Л.И. Закревская, Л.И. Мурзаева, В.И. Хильков, А.Н. Князев. Велось обучение по классу фортепиано, баяна, аккордеона, гитары. С ростом числа учащихся школе передали здание по ул. Мира, 72. В педагогический коллектив влились молодые и более опытные педагоги О.А. Наумов, Н.В. Мишина, Л.М. Шлыкова, Э.Г. Гумановская, А.М.Филиппов, Л.В. Федотова, О.М. Гузанова. Вырос уровень преподавания в школе, выпускники поступали в тольяттинское музыкальное училище, принимали участие в городских, зональных, областных смотрах-конкурсах. В октябре 1991 г. школа общего музыкального образования № 3 была преобразована в детскую музыкальную школу № 2, включена в бюджетное финансирование. Появились ученические хоры, оркестр в русских народных инструментов, ансамбль гитаристов, учащиеся старших классов изучали новые дисциплины ансамбль и аккомпанемент, где прекрасным иллюстратором проявила себя Н.В.Марченко. Традиционными стали вечера первоклассников, посвящение в музыканты, конкурсы ансамблей, вечера выпускников, отчетные концерты школы. Активность и качество участия преподавателей и учащихся в смотрах-конкурсах было неоднократно отмечено сертификатами, дипломами, грамотами, именными городскими стипендиями. Лысяков Артем (преподаватель А.М. Филиппов) стал лауреатом Канцева Катя (преподаватель Н.В. Мишина) отмечена почетной грамотой за участие в 1У Международном конкурсе юных исполнителей на баяне и аккордеоне им. Н.И. Белобордова (Тула, 1997). За годы существования школу окончило 762 учащихся. В настоящее время в школе работает 30 штатных преподавателей, в том числе трое выпускников школы: И.Н.Калинкина, С.В.Дарвин, Н.С.Клюева. Проводится обучение на фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре, балалайке, двухрядной хроматической гармони, домре. В 1997 г. в школе открыли фольклорное отделение, а в 1996 г. филиал при школе-интернате № 4 слабовидящих детей.

Н.Г. Лобанова, 
нач. отдела использования 
управления по делам архивов мэрии

Весь сайт

Деятельность