Из фондов архива
Фестиваль политической песни памяти Виктора Хара
21 апреля 1974 г. по инициативе комитета комсомола ВАЗа, интерклуба «Гренада», дворца культуры завода и Клуба интернациональной дружбы прошел первый конкурс политической песни памяти чилийского певца Виктора Хары, поэта, певца свободы, чью жизнь оборвала автоматная очередь штурмовиков. Конкурс стал выражением солидарности с чилийским народом, борющимся против фашизма.
Все мне кажется, что он вот-вот вернется,
Он гитару из обломков соберет»,
песня заслуженного деятеля искусств РСФСР композитора Э. Барковой, которую она написала на слова поэта Р. Плаксина и прислала в интерклуб «Гренада», стала лауреатом первого этапа конкурса, который состоялся 16 марта в политехническом институте. В исполнении ансамбля политической песни «Гренада» она прозвучала во втором туре фестиваля с новой силой. Организационная работа помогла найти новых друзей фестиваля и установить связь с Рафаэлем Каррерой, секретарем организации Союза коммунистической молодежи Чили в СССР, Комитетом солидарности с чилийскими патриотами в Москве, чилийскими комсомольцами-учащимися Ахтырского сельского училища. «Ваш конкурс-частица солидарности с нами. Мы чувствуем вашу помощь, поддержку, дружбу. Мы верим с будущее Чили». Во втором туре конкурса приняли участие восемь ансамблей ВАЗа, ТПИ, из Сызрани и Куйбышева, ансамбль политической песни «Баллада» Свердловского института иностранных языков. На фестиваль приехали чилийские и африканские студенты из университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. «Лес сжатых кулаков - символ солидарности пролетариата, взметнувшийся вверх в момент принятия «Предупреждения палачам чилийского народа». Зал, поднявшийся в едином порыве при исполнении чилийскими комсомольцами гимна «Венсеремос!» (Победим!»). Таким запомнился гостям конкурс политической песни. Почти семь часов продолжался праздник. Открыла конкурс перуанская певица Илия Вилардо. Взволнованные ее призывом крепить солидарность с борьбой чилийских демократов, присутствующие минутой молчания почтили память жертв военной хунты в Чили. И полилась, вырываясь за пределы зала, песня. Ансамбль интерклуба «Гренада» - лауреат первого тура конкурса передал эстафету вокально-инструментальному ансамблю МСП «Волгари».
И земля на голос мира отзовется,
С новой силой, революция, вперед!
Зал приветствовал исполнителей и авторов этой песни композитора Эсфирь Баркову и поэта Родиона Плаксина. Успеху конкурса содействовали гости из Куйбышева (КПТИ и института культуры), Риги, Сызрани (завод «Тяжмаш» и филиал КПТИ) и в зале зазвучала испанская речь. Растроганные чилийские парни попросили повторить ансамбль «Жигули» песню Виктора Хары «Два типа чилийцев». По решению жюри лауреатами стали ансамбли «Жигули» (СКП ВАЗа, руководитель Д. Барринго), «Волгари» (МСП ВАЗа, руководитель В. Собанчин), «Ригонда» (Рига).
27 апреля 1975 г. состоялся второй фестиваль политпесни памяти В. Хары, посвященный 30-летию Победы народа в Великой Отечественной войне. Над сценой - гигантский портрет Виктора Хаара. На киноэкране - кадры, сохранившие образ певца. Фестиваль открыл ансамбль Свердловского педагогического института «Баллада», получивший приз «За глубокое раскрытие характера политической песни». Восемь ансамблей и ряд участников-солистов, позвали песней за собой полуторатысячную аудиторию. За шесть часов слушатели переносились с песней на знойный юг США, где боролись за свои права афроамериканцы, то к сверкающим ледниками вершинам Анд, где шел бой с чилийским фашизмом. Мелодия переносила слушателей в годы гражданской войны, воспевала подвиги солдат Великой Отечественной. Четыре ансамбля в разной интерпретации исполнили гимн чилийцев «Эль пуэбло унидас!». А ансамбль «Группа-3» (интерклуб «Гренада») так понравилась слушателям, что они начали подпевать. Дипломы лауреатов вручены Лидии Болтенко, ансамблю «Волгари».
В программе III фестиваля была выставка политплаката, пресс-конференция «Вопросы и пути пропаганды политической песни», молодежная суббота «Солидварность-клич молодых». Фестиваль проходил в рамках всемирной кампании «Молодежь за антиимпериалистическую солидарность, мир и прогресс». 25 апреля 1976 г. состоялся заключительный концерт третьего фестиваля политической песни. Первое место и звание лауреата завоевал ансамбль «Волгари», почетными дипломами отмечены выступления коллективов и солистов ансамблей чилийских комсомольцев, интерклуба «Гренада», «Баллада», «Группа-3», «Нижегородцы», «Движение» (Кременчуг).
С приветственным словом к собравшимся обратился президент интерклуба «Гренада» Леонид Пахута. Он зачитал телеграмму из Лондона от вдовы Виктора Хары - Джоан Хара, представил гостя фестиваля, руководителя чилийского комсомола товарища Родригеса, зазвучали песни о любви и ненависти, молодости и борьбе. Активисты интерклуба развернули ярмарки солидарности, состоялась дискуссия на тему «Вопросы и пути пропаганды политической песни». В предшествующие заключительному концерту дни прошли митинги солидарности, молодежные субботы, выстака-конкурс политического плаката, встречи с участниками фестиваля на вечерах-огоньках». Впервые в фестивале принял участие московский ансамбль «Гренада», подаривший городу песню «Городу и человеку». «Скажи мне, где ты стоишь» - эта песня из репертуара берлинского молодежного ансамбля «Октоберклуб» оказалась очень близкой по духу всем фестивальным мероприятиям. Фестиваль показал, что молодежь хорошо представляет свое место в преобразовании общества. Проведение фестиваля в рамках Всемирной кампании «Молодежь за антиимпериалистическую солидарность, мир и прогресс» III фестиваля ярко показало растущие возмодности солидарности. Конкурсный плакат художника отдела технической эстетики Ваза Вениамина Фалине «Жизнь патриотов Чили в опасности!» стал в ходе фестиваля своеобразным подписным листом, придав политическому плакату новое практическое звучание. В ярмарке солидарности приняли участие и комсомольцы Дмитроградского автоагрегатного завода, привезшие сувениры и плакаты. Подлинным салютом дня политической песни стало выступление ансамбля «Группа-3», представившего свою песню-обращение «Досон» о чилийском концентрационном лагере, подчеркнувшую серьезное отношение к теме «Солидарность».
22 апреля 1977 г. открылся четвертый фестиваль политпесни во Дворце спорта, посвященный 60-летию Великого Октября. Фестиваль имел обширную общественно-политическую программу, вышедшую за рамки конкурсных концертов: прошли молодежные митинги в прессовом и металлургическом произволствах, общезаводской - на накопительной площадке с участием дочери Луиса Корвалана Вивианы Корвалан. Она просила помочь в борьбе за освобождение из пиночетовской охранки ДИНА Карлоса Викарро Кофра, руководителя профсоюзной организации филиала ФИАТА в Чили. Молодые автостроители рапортовали о своей интернациональной работе, выразили солидарность с борющимися против фашизма народами. 23 апреля 1977 г. гости и участники фестиваля вышли на субботник по строительству парка детских аттракционов и спорткомплекса стадиона «Торпедо», в кинотеатре «Сатурн» состоялись премьеры фильмов «Ночь над Чили» с участием его создателя кинорежиссера Себастьяна Аларкон. В концертах фестиваля приняли участие более десяти ансамблей. Тысячи зрителей увидели выступления 300 участников фестиваля, на этот раз наряду с ансамблями и вокалистами в фестивале приняли участие агитбригады и хореографические ансамбли. В третий раз завоевали главный приз фестиваля «Волгари», вторым призом отмечено выступление песенной группы «Гренада». Звание лауреатов получили ансамбли: «Чили борется» (Ахтырск), «Экспромт» (Кременчуг), «Щедрость» (КВЦ ВАЗа), «Контрасты» (Набережные Челны), камерная группа Тольяттинского музыкального училища. Ансамбль имени Виктора Хары университета имени Патриса Лумумбы. Среди солистов лауреатами стали: ливанский певец Мишель Ямин, Вячеслав Шматов («Волгари»), Татьяна Шмелева и Наталья Поликарпова (Куйбышев).
23 апреля 1978 г. открылся V фестиваль политической песни памяти Виктора Хары, посвященный XI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Участники фестиваля приехали из Москвы, Ленинграда, Ивана-Франковска, Тарту, Свердловска, Саратова, Набережных Челнов, Ижевска. В рабочих общежитиях состоялись концерты ВИА «Контрасты» с КАМАЗа. Главный переходящий приз вручен театру политпесни «Плакат» МГУ. Среди лауреатов: ВИА «Взлетная полоса» (управление организации производства ВАЗа), «Садко», «Волгари», «Планета» (МСП ВАЗа), «Жигули» (СКП), «Славяне» (УЖКХ ВАЗа), чилийский ансамбль «Лаутаро», «Памяти Лорки» Куйбышевского музучилища, «Аврора» (Высшая комсомольская школа ЦК ВЛКСМ), ансамбли Рижского, Ульяновского и Ижевского автозаводов, «Поиск» (Темиртау), «Грандула» (Ленинград, «Беливе» (Саратов). Бразильским певцам советским фондом мира была подарена электрогитара.
Среди новичков, принявших участие в VI фестивале, был чилийский ансамбль «Красные пончо», студенты из Прибалтики, немецкий ВИА «Москва-71». В ходе фестиваля работали творческие мастерские, прошли встречи в интерклубе. В числе лауреатов ВИА «Голубые ритмы» из Борисова, «Аллегро» из Кировограда, «Шихт» из Дрездена. Каждый день фестиваля был наполнен программами, проходившими под знаками Международного года ребенка, 30-летия СЭВ, 30-летия ГДР.
VI фестиваль в апреле 1979 г. был посвящен 60-летию Коммунистического Интернационала. Программа работы клуба фестиваля была насыщенной, политакценты: «КИМ-60», «ГДР-30», «Мир - Вьетнаму», «Солидарность», «Латинская Америка в борьбе против фашизма и реакции», выступление литературного театра «Творчесвто Ахматовой и Цветаевой», спектакль «Мосты» на стихи Евтушенко, концерты-диспуты «Советская самодеятельная песня», заочное путешествие «Америка с юга до севера», сатирическая программа «Супер-миф», агиттеатр «Инвентор», программа группы «Шихт» (ГДР).
VII фестиваль в апреле 1980 г. был посвящен 35-летию Победы и 20-летию полета человека в Космос. В программе фестиваля: встреча с представителями Латинской Америки, проведение акции «Красная почта», политакценты «35 лет Победы», «Курс-олимпиада-80», в клубе фестиваля прошли: встреча с режиссером Себастьяно Аларконом «Кино должно служить миру», музыкально-информационная программа «Перевертыши», встреча с театром «Арлекин» (Ленинград), кафе «Веселый самовар» с выступлением театра кукол политсатиры, «Америка-Америка-Америка», дискуссия «Политпесня-самоутверждение?» творческая встреча с режиссером Т. Литвяковым.
VIII фестиваль - в апреле 1981 г. посвятили XXVI съезду КПСС, он был объявлен ЦК ВЛКСМ центральным фестивалем года. В фестивале участвовали группы: «Гренада» (Москва), «Баллада» (Свердловск), «Аванте» (Свердловск), «Апрель-клуб» (Таллинн), «Грандола» (Ленинград), «Смех» (Нижний Тагил), «Солярис» (Пярну), «Спартакус» (ГДР), «Салют» (Москва), «Игуасу» (Москва), Марта Сакслунд (Уругвай), Сесар Сегель (Чили), Пламен Градинаров (Болгария), Луис Энрике (Доминиканская республика). Режиссер творческого объединения «Экран» В.П. Лисакович снял фильм о фестивале «Отчего поет человек?» В программе: политакценты: «От фестиваля к фестивалю», «Красные песни от Берлина до Мирного», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», политкино «Я - гитара», «Революция и космос», участие политгруппы «Спартакус» (ГДР), концерты «Голоса звезд», «Не дадим взорвать мир», «Песни революции», гала-концерт «Машина времени - не роскошь», дискуссионная программа «Искусство и политика», информационная программа дискотеки «Фонограф» «Поэзия безумия», выступление театров политпесни Воронежского госуниверситета, «Апрель-клуба» (Таллинн).
IX фестиваль прошел в 1983 г. как первый региональный фестиваль под девизом «Эстафета мира в руках молодых». В числе участников фестиваля: «Амиго» (Таллинн), Витаутас Бабрявичус (Вильнюс), «Политон» (Ульяновск), «Радуга» (Волгоград), «Хорошее настроение» (Кировоград), «Пикет» (Куйбышев), Московский ансамбль «Гренада» подарил городу песню «Тольятти-Манагуа». В программе: выставка «Искусство в борьбе за мир», политакценты «Искусство борется», «Я должен быть там, где бой», «Тольятти. Город и человек» (к 90-летию Пальмиро Тольятти), «Смех-оружие сильных», творческие мастерские, концерты «Песенный форум», «Красные песни», встреча с режиссером ВГИКа Луисом Престесом.
X фестиваль в апреле 1986 г. был посвящен Международному году мира. В день открытия фестиваля исполнилось 100 лет со дня рождения Тельмана. В фестивальных концертах приняли участие группы «Радиус действия» (Куйбышев), ансамбль политпесни «Аванте» (Свердловск), клуб политпесни «Баллада» (Свердловск), группа социальной песни «Смех» (Нижний Тагил), ансамбль политпесни «Берег» (Пермь), «Контраст» (Арзамас), «Колокол» (Саратов), «Отражение» (Волжск), «Набат» (Вольск», группа политпесни «Апрель» (Казань), «Глобус» (Москва), «Минск-ГДР», ансамбль «Лаутаро» (Чили), хор студентов Южной Африки, ансамбль сирийских студентов. На заключительном концерте студентка из Малибу Элиду Кальбо сказала: «Мы, народ Виктора Хара, победим, потому что заручились вашей поддержкой, поддержкой борцов за мир всей планеты. Ваша солидарность дает нам новые силы для борьбы». Более четырех тысяч открыток «Свободу Манделе», выпущенных к фестивалю, было подписано зрителями заключительного концерта «Искусство - в борьбе за мир». Концерт открылся песней «Еще не поздно». Всех покорила чилийская студентка Элида Рохос. Она пела страстно. Её гневные интонации были понятны каждому без перевода. Голос её - звенящая струна души - напоминал о «растущих гроздьях гнева», чилийского гнева. В её песне чудился рокот тысяч голосов, сливающихся в голос нации. Председатель оргкомитета фестиваля Леонид Пахута сказал: «Наша планета хрупкая, а стрелки весов угрожающе колеблются. Перед нами стоит задача, чтобы равновесие весов было нарушено только в пользу мира». Секретарь комитета ВЛКСМ Автозаводского района Ольга Петрова зачитывает текст телеграммы президенту США Р.Рейгану: «Господин президент! Мы, участники фестиваля, хотим спросить вас, зачем нужен был очередной ядерный взрыв в Неваде? В чем виноват перед США народ Ливии? Зачем вы добиваетесь одобрения конгрессом США ассигнования новых миллионов долларов на военную помощь никарагуанским контраст? Мы рассматривает эти факты как агрессию США против народов, как безответственность за судьбу мира». Тепло было встречено выступление гостей фестиваля - чилийских студентов. «Гимн демократической молодежи» стал его кульминацией и заключительным аккордом».
IX фестиваль. Последний фестиваль прошел в 1988 году в только что открывшемся ДКиТ ВАЗа.
Н.Г. Лобанова,
нач. отдела использования
управления по делам архивов мэрии