Из фондов архива
Из истории театральной жизни Ставрополя-Тольятти
Создание первых крепостных театров в Ставропольском уезде восходит к концу 18 века. В поместьях бригадира Н.Н. Дурасова и помещика П.П. Тургенева рождаются театры, где в качестве актеров, музыкантов, художников выступали крепостные крестьяне. В бытовых комедийно-сатирических сценках крепостных театров нашли преломление традиции народного театра. Любительскими театральными кружками Ставрополя и окрестных сел в 19 веке ставились сатирические комедии Н.Гоголя, произведения А. Пушкина и А. Грибоедова. Для первых послереволюционных лет истории театра были характерны новые формы агитационного, открыто публицистического по содержанию искусства. В эти годы выдвигались идеи отказа от культурного наследия прошлого, отрицания принципа преемственности культурного развития. Предлагалась новая, порывающая с прошлым культура пролетариата. Именно на основе этих идей строилась в 1918-1922 годах работа ставропольского театра имени товарища Ленина (руководитель П.А.Светлаев). Театр был создан в системе театральной секции политпросвета уездного отдела народного образования. Для пьес, поставленных на сцене театра, характерны возникшие в годы гражданской войны формы массового действа. Руководитель театра стремился к освоению материала новой действительности и выражению идей революции. В январе-апреле 1920 г. театром имени товарища Ленина дано 29 спектаклей. В репертуаре: «Предложение» А. Чехова, «Прежде скончались, потом повенчались» Корецкого, «На дворе во флигеле» Е. Чирикова, «Вольная пташка» Карпова, «Живые покойники» Лис-Коныч, «Слава погибшему» Рамазанова, «Бой бабочек» Зудермана, «Поздняя любовь» А. Островского, «Чужое добро впрок нейдет» Потехина, «Борьба за красный Урал» Родионова, «На жизненном пути» Александрова, «Доля батрацкая» Черепенина. В штате театра имени товарища Ленина было 10 человек (в том числе заведующий театральной секцией, заведующий театром, режиссер, помощник режиссера).
Светлаев Пантелеймон (Павел) Александрович родился в семье почтового служащего. Участник гражданской войны, моряк, Светлаев служил под началом легендарного Федора Раскольникова. Неудивительно, что для своего бенефиса он выбрал пьесу «Слава погибшему». Боец отряда Волжской флотилии, в 1918 г. участвовал в Симбирской операции, был ранен. В составе десанта Волжской флотилии освобождал от чехов Ставрополь. С 29 января 1920 г. заведовал Ставропольским уездным отделом народного образования. 5 марта 1920 г. Светлаева избрали членом уисполкома, а 25 марта 1920 г. его назначили заведующим отделом народного образования. Пантелеймон Александрович женился на ставропольской учительнице Нине Николаевне Када.
13 сентября 1920 г. Светлаева отозвали в уездный комитет РСДРП на партийную работу.
2 октября 1920 г. он возглавил комиссию по выселению буржуазии. 11 октября 1920 г. Светлаева перевели на работу в Самарский губком партии, позднее - в Москву. Он скончался в возрасте 27 лет.
Тяжелый 1921 год в Поволжье стал главной причиной распада труппы театра.
Традиции народного театра в Ставрополе были возрождены режиссером Юрием Михайловичем Клавдиевым. Ю.М. Клавдиев родился в с. Никольское Ставропольского уезда в 1915 г. В 1937 г. окончил театральное училище в Саратове, в марте 1938 г. был арестован по допросу. Его приговорили к 10 годам лагерей, год из которых он провел на Соловках. После освобождения Юрий Михайлович Клавдиев служил актером в Норильском театре драмы, где в ту пору работали Г. Жженов, И. Смоктуновский. В 1953г. семья Кладиевых переехала в Ставрополь. Здесь Юрий Михайлович работал на автобазе энергорайона Правого берега и в 1953 г. основал театральный коллектив в Доме культуры п. Комсомольский. Ю.М. Клавдиев окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, стал руководителем народного театра в штате клуба (1955), возглавлял народный театр в ДК «Ленинского комсомола» (1963-1967), в ДК имени 50-летия Октября (1967-1973).
Созданный Юрием Клавдиевым театральный коллектив (1953-1973) продолжил лучшие традиции русского театра, сложившиеся при соприкосновении с новой действительностью. Героем спектаклей театра стал современник - строитель, созидатель нового. Разнородна стилевая природа спектаклей Ю. Клавдиева. Это драмы М.Горького, комедии Шеридана, музыкальные спектакли местных композиторов. Постановки режиссера отмечены пристальным вниманием к внутреннему миру человека, его характеру. Юрий Клавдиев писал по этому поводу: «Нас всех объединяет одно - стремление глубоко понять литературное произведение и замысел автора, полнее передать его зрителям. Не изменили мы этому правилу и при подготовке «Королевского гамбита» белорусского драматурга Е.Василенка. Пьеса привлекла нас большой любовью к людям, заботой и даже тревогой за их судьбы. Были споры в процессе подготовки спектакля, ценными оказались советы автора. На премьере все неясные вопросы разрешились. Спектакль получил путевку в жизнь». Вот фрагмент рецензии на спектакль народного театра: «Сейчас коллектив народного театра работает над двумя постановками: «Славой» Гусева и пьесой Милявского «Тень над переулком». Ставропольцы хотят видеть свой коллектив в постоянном творческом росте, развитии. Но хочется напомнить, что театр существует не сам для себя, что он немыслим без зрителя. Коллективу театра надо чаще возобновлять уже созданные постановки, добиваться, чтобы они становились достоянием тысяч и тысяч ставропольцев». Отзыв З.Колобаевой об актерской работе Юрия Михайловича в спектакле по пьесе «Чти отца своего»
В. Лаврентьева: «Ю.М. Клавдиев, постановщик и исполнитель главной роли, выразительно представил своего героя. Трофим Кичигин - рабочий человек с добродушной прямотой, щедростью и жизнелюбием. Артист создал убедительный портрет рабочего старшего поколения». После смерти Ю.М. Клавдиева традиции театра были продолжены его сыном Михаилом Клавдиевым, поставившим спектакли «Синие кони на красной траве» по пьесе М.Шатрова и «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Открытие в 1979 г. первого профессионального театра кукол стало значительным событием в культурной жизни Тольяти. Самым ярким работам театра были присущи отражение характерных черт человека в их наиболее типичном проявлении, образная нарицательность, убедительность иносказания, предметность сценической гиперболы. Новый этап в истории театра наступил с приходом режиссера Александра Исааковича Розенгартена. Мечтой этого талантливого человека было создание детского культурного комплекса, в который должны были войти «музыкальная школа, детская библиотека, студии юных художников и детского технического творчества, театральная студия». Планировалось создание клуба любителей театра, детской любительской киностудии, проведение на площади перед театром детских городских праздников, конкурсов рисунков на асфальте, пионерских слетов. Александр Розенгартен считал, что театр кукол «искусство, вбирающее в себя все лучшее, что дают нам драматический и музыкальный театры, кино, радио». Я представляю себе спектакли, - говорил он, - где наряду с куклами существует живой актер, где можно было бы использовать песни, танцы, пантомиму». Спектакль Розенгартена «Куда ты, жеребенок?» (1980) принимал участие в фестивале болгарской драматургии. В спектаклях «Пушок-Волшебник» (1980), «Сказка про бедняка Мурада, который уничтожил зло» (1986) получили разработку средства сценической выразительности, присущие театру кукол, раскрылись особенности образной стихии театра. «Баллада о Мальчише-Кибальчише» - одна из лучших работ режиссера, имевшая мощное гуманистическое начало, «одухотворенный, романтически приподнятый спектакль, несущий свет красоты и добра».
Этот спектакль стал творческой удачей режиссера, в нем воплотились многие поиски и находки режиссера. Впервые зажил на сцене театра кукол Василий Теркин в спектакле «Былина о солдате». Этой работой режиссер доказал, что не только жанровые признаки, но и весь характер оформления и материализации спектакля, система кукол диктуются идеей и своеобразием стиля пьесы, особенностями ее образного строя. Лучшие работы Розенгартена потребовали от актеров не только владения техникой кукловождения, но и мастерством актера драматического театра (искусство перевоплощения, умение показать эволюцию образа). В 1988г. театр был выдвинут в числе 12 лучших театров РСФСР со спектаклем «Лиса, Заяц и Петух», поставленный А. Розенгартеном, на Всероссийский фестиваль, посвященный 70-летию детских театров. Александр Розенгартен был участником первой Всероссийской экспериментальной лаборатории режиссеров. Высокую оценку ведущих московских критиков Союза театральных деятелей получили его спектакли «Траль и Тралле в стране Превращений», «Былина о солдате», «Привидение старой мельницы». За 9 лет работы в театре А. Розенгартеном было поставлено 15 спектаклей, получивших заслуженное признание зрителей и театральных критиков. Значительным событием в театре стало участие актера Александра Свиридова в международном фестивале «La Strade di Pulcinella» в Неаполе. Городская газета писала: «С Бруно Леоне, организатором международного фестиваля в Неаполе, посвященного Пульчинелло, Александр Свиридов познакомился в Москве, когда Тольяттинский театр кукол был приглашен выступить в театре кукол Образцова. В первый свой день в Неаполе Свиридов выступал на огромной площади Святого Доминика, где давали представления одновременно и другие театры. И он, и кукольники из Тюмени были огорчены, когда была еще середина спектакля, включили свою мощную аппаратуру англичане. И Петрушку уже не было слышно. На другой день представление было в Галерее Умберто. Чтобы привлечь зрителей Александр решил начать с песни. Он уже переоделся, взял ширму и запел «Ой, мороз, мороз!» На миг вздрогнул - такая сумасшедшая акустика! Но тут как будто перелом произошел, стало легко и свободно, словно не раз уже вот так на улицах Неаполя со своим Петрушкой выступал. На песню и правда народ собрался. И с Петрушкой ребятишки уже запросто начали общаться. Когда Александр снимал ширму, мальчишки восторженно поднимали большой палец и кричали: «Браво!»
Театр живет и творит, создавая на своей сцене чудесный поэтический мир, воспитывая в детях милосердие, любовь ко всему живому прекрасному, даря нам праздник.
«Экспериментальный» камерный театр под руководством Анатолия Анатольевича Берладина стал ярким явлением в истории города. Анатолий Берладин рассказывал о театре в своем интервью «Наш театр - камерный, небольшой, для небольшого числа зрителей. Это предполагает особые, более тесные отношения между артистами и зрителями. Мы хотим вести с ними доверительный разговор. Вот почему в нашем театре сцена расположена в центре зала и каждый находится очень близко от нее - самый последний ряд удален не больше, чем на пять метров. Весь облик театра располагает людей к общению, к разговору до и после спектакля, к встречам с его участниками. Для этого предназначены три чайные комнаты. В театре два зрительных зала - на 114 и 200 мест. В выставочном зале представлены работы местных художников, умельцев. Начинаются спектакли по призыву старинного колокола». В первые годы работы театр показал зрителю новые спектакли: «Свадьба» М.Зощенко, «История с метранпажем» А.Вампилова, «Выбор» А.А.Арбузова. Спектакли Берладина ярко зрелищны, публицистически заострены. Как творцу Берладину были свойственны стремление к выразительности, законченности сценической формы, гармоническому сочетанию предельной конкретности в раскрытии психологии человека с широтой идейных обобщений.
Юрий Алексеевич Тя-Сен - главный режиссер г. Тольятти и председатель городской театральной секции (1983-1988), режиссер-постановщик театрализованных праздников «День города» (1982-1985), член-корреспондент Российской Академии образования (1993), президент регионального Поволжского отделения международного Фонда развития кино и телевидения, награжден медалью «За выдающиеся достижения XX века», международный Человек года (1993), академик Академии дураков (1994), руководитель Всероссийской театральной творческой лаборатории, проходившей в Тольятти (1983-1989), вице-председатель ассоциации любительских театров России (1987). Тя-Сен известен своим творчеством, новациями, программами. Ю.А. Тя-Сен начинал свою работу в любительском театре и молодежной студии «Парус» ДК имени 50-летия Октября. Им были осуществлены постановки спектаклей: мюзикл « И еще раз о Красной Шапочке», «Остановите Малахова!» В. Аграновского, «Кошкин дом» и «Каляка-Маляка» С. Маршака. В 1982г. работу театра получила высокую оценку театральной республиканской конференции в Москве.
К 1985 г. относится создание театра-студии под руководством Ю.А. Тя-Сена (ныне - профессиональный муниципальный театр юного зрителя). В мае 1986 г. театр-студия становится Лауреатом Фестиваля рабочих театров в Набережных Челнах, в 1987 г. участвует во Всесоюзном фестивале в Перми со спектаклем «Самоотверженный заяц» и добивается признания. В 1988 г. в Тольятти пришел Всесоюзный фестиваль самодеятельного народного творчества, в котором участвовал 32 театра из нескольких регионов. Пять театров г. Тольятти, в том числе театр-студия «Эксперимент», стали лауреатами фестиваля. С октября 1988 г. театр-студия выделился как самостоятельное юридическое лицо. В состав «Эксперимента» вошли: народный любительский театр, образцовый ТЮЗ, подготовительная группа ТЮЗа. Оба народных коллектива стали победителями областного фестиваля Всероссийского народного творчества. На базе театра-студии был организован семинар любительских театров Поволжья. Успешно прошли гастроли театра в Крыму. В ТЮЗе осуществлены постановки спектаклей: «Женитьба» Н.Гоголя, «Самоотверженный заяц» М.Салтыкова-Щедрина, «Нищий» В.Катаева, «Пробуждение» О. Чухонцева, «Охота на крыс» Туррини. Театр юного зрителя, по словам А.Брянцева, объединяет художников, умеющих мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать, как художники. Спектакли ТЮЗа насыщены музыкой. Режиссер постоянно обращается к романтическим сюжетам, воссоздающим целеустремленные и сильные характеры. В 1991 г. «Эксперимент» принял участие в третьем Всесоюзном фестивале народного творчества в Курске со спектаклем «Женитьба» Н.Гоголя и получил звание «Лучший театр СНГ». Театр преобразован в профессиональный муниципальный ТЮЗ в 1992г. На открытии ТЮЗа побывали народные артисты СССР Р. Быков, В. Санаев, А. Ларионова, Т. Семина. Режиссером театра были предложены городу Федеральные программы: «Дети России» и «Духовное возрождение России средствами музыкального и театрального искусства». В этом же году состоялась поездка «Эксперимента» со спектаклем «Женитьба» в г. Дорнсдорф (Германия) на Международный театральный фестиваль, в котором приняли участие театральные коллективы 8 стран. Актеры театра выступили с блеском, и их восторженно приняли зрители. В феврале 1993 г. в театре побывали в гостях Н. Гундарева, Г. Тараторкин, Е. Весник. С 1993 г. и по настоящее время театр участвует в программе «Реабилитация чувств». В ходе программы коллектив работает с детьми, ставшими жертвами Чернобыля и детьми с пониженной эмоциональной активностью в санатории «Чайка» в г. Феодосии. В феврале этого года «Эксперимент» подал заявку на участие в программе «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России» в ходе федеральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации. 1997-1999 гг.» В сентябре 1997 г. по приглашению мэра г. Москвы Ю. Лужкова «Эксперимент» принял участие в Дне города со спектаклем «Американское счастье» по пьесе Ю.Юрченко, в рамках 17-го Международного кинофестиваля для детей и юношества.
Драматический театр «Колесо» был создан 2 марта 1988 г. Художественный руководитель - народный артист России Глеб Борисович Дроздов. В первые же годы театр уверенно заявил о себе прекрасными постановками. В репертуар вошли пьесы «Звезды на утреннем небе» А.Галина, «Любовь до гроба» О. Николаи, «Спортивные сцены» Э.Радзинского, «Белоснежка и семь гномов» О.Табакова, «Женитьба» Н. Гоголя, «Рождает птица птицу» Э. Пашнева, «Красная шапочка» Ш. Перро.
О первых гастролях театра в Москве А. Образцова в «Театральной жизни» писала: «Глеб Дроздов привез из Тольятти остроумную изящную постановку «Пигмалиона». Газета «Московская правда» оценивала итоги гастролей в Москве: «Мы уже как-то начали постепенно отвыкать от ансамблевых спектаклей, и от актерской самоотдачи, и от филигранной отработки эпизодических ролей, а в спектаклях Г.Дроздова все это наличествует». Высокую оценку выступлениям тольяттинцев дали в Союзе театральных деятелей, в Министерстве культуры РСФСР, восторженные рецензии посвятили гастролям «Колеса» московские газеты. В июне 1991 г. состоялись гастроли театра в Оренбурге, была показана «Женитьба» Н.Гоголя. Вот цитата из рецензии: «Спектакль «Женитьба» в исполнении театра «Колесо» успешно сочетает в себе жизнь и искусство. Коллектив создал увлекательное зрелище, заставляющее задумываться спектакль».
В сентябре 1990 г. между театром «Колесо» и Государственным институтом театрального искусства им.А. Луначарского, высшей школой деятелей сценического искусства при ГИТИСе был заключен договор об открытии в Тольятти хозрасчетного актерского курса-студии под руководством Г. Дроздова. Был объявлен набор в актерскую студию. Глеб Борисович Дроздов, оценивая ход театральной реформы в 1990 г. писал: «Развивать театральную реформу дальше - это значит, - все время искать новые пути. Мне вот сейчас уже становится трудно и в контракте. Надо создавать труппы, которые бы работали по специальным программам, проектам. А под проект грядущего спектакля собирать оптимальную команду, начиная с режиссера, композитора, художника. Контракт на спектакль! Он дал бы неоценимые возможности актерам, режиссерам, зрителям.
В конце года на базе театра прошла Всероссийская конференция театральных деятелей. Вот что сказал об это М.Захаров: «Я знаю, что в Тольятти собирались очень достойные люди. Особое доверие и надежду у меня вызывает Г. Дроздов, замечательный режиссер и организатор. Убежден, что он самым достойным образом может возглавить наш общесоюзный режиссерский корпус».
К 1991 г. театром на стационарной сцене был показан 181 спектакль, театр посетило 94 тысячи зрителей. Гастрольная афиша театра состояла из 19 спектаклей. Прошли гастроли в городах Ярославле, Томске, Москве, Минске, Набережных Челнах; Болгарии и Англии. Главный режиссер театра ответил на вопросы о гастролях в Англии: «Было большое отличие в восприятии англичанами наших спектаклей. Вот, скажем, «Звезды на утреннем небе». Трагикомедия. Мы привыкли к гомерическому хохоту в зале, а потом - слезы. Англичане воспринимали нашу жизнь, показанную в этом спектакле, как трагедию. Когда они увидели, как у нас живут люди, в глазах у них были слезы от того, что так жить нельзя. «Женитьбу» тоже воспринимали не так, как у нас. Мы привыкли к хорошему приему этого спектакля в Тольятти, Москве. Но то, что произошло в Англии, повергло нас в некоторое смущение. Эту комедию английские зрители принимали как футбольные болельщики. Надо сказать, что англичане в театре ведут себя сдержанно, аплодисменты только в конце спектакля. В «Женитьбе» каждая сцена, каждый музыкальный номер заканчивались аплодисментами. На этом спектакле не понадобилась система синхронного перевода. Все сняли наушники и воспринимали действие как на своем родном языке».
В январе 1992 г. театру был придан статус «Муниципального». Наиболее интересной работой «Колеса» в этом году стал спектакль «Отелло». Вот цитаты из рецензий на спектакль: «Что Глеб Дроздов и на этот раз остался верен себе, экстраполировав шекспировские страсти в день нынешний». Можно спорить о правомерности метода. Бесполезно отрицать успех. Вполне заслуженный». Еще одно мнение: «если в начале этих заметок я употребил словечко «потрясный спектакль», то вовсе не из пристрастия к жаргону или желания эпатировать почтенную театральную публику. Просто не было слов. Не нашел. Вот и все. Не хватило фантазии».
На Международном фестивале драматического искусства спектакль театра «Лысая певица» Э.Ионеско был награжден призом за оригинальность трактовки. В конце 1992г. в Тольятти приехали студенты театрального факультета из Болоньи со спектаклем «Медея». Студенты Дроздова нанесли ответный визит в Италию со спектаклем «Любовь, Любовь, Любовь» по пьесам А.Чехова.
В 1993 г. состоялись гастроли театра в Югославии со спектаклем «Любовь, Любовь, Любовь», прошла премьера спектакля «Бешеные деньги» по пьесе А.Островского. В этом же году секция критиков Самарского отделения СТД назвала Н.Дроздову лучшей актрисой года, ей была присуждена премия за роль Филумены в спектакле Э.де Филиппо «Филумена Мартурано». Театр в 1993г. учредил школу № 80 в Комсомольском районе с преподаванием музыки, хореографии, основ театрального искусства, живописи. Коллектив отметил пятилетие театра. В итоговом отчете говорилось о гастролях труппы в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Вильнюсе, Англии, Болгарии, Югославии. В 1994 г. прошли премьеры спектаклей «Эти свободные бабочки» Л. Герша и «Опера сумасшедших» по «Ревизору» Н. Гоголя, поставленных Г.Б. Дроздовым. В 1997 г. театр показал премьеру спектакля «Шизики-Френики» (режиссер И. Касилов). В репертуаре также спектакли: «Он и Она» М. Арбатовой, «Женитьба» Н.Гоголя, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Эти свободные бабочки» Л. Герша. Глеб Дроздов и актеры создали театр, отвечающий нашим идеалам, стремлению к свободе и истинной красоте.
В 1981 г. был создан еще один интересный театральный коллектив - молодежный театр при ДК «40 лет ВЛКСМ», с 1984 г. ставший театром «Вариант». Руководитель театра - Галина Петровна Швецова-Скрипинская. «Театр задумывался с самого начала как молодежный, поэтому участниками его труппы стали ребята близлежащих школ и дворов, многие из которых впоследствии свяали свою жизнь с профессиональным театром. С годами росло мастерство труппы, менялись пристрастия режиссера, и теперь уже за плечами три международных фестиваля: в Чун-Чоне (Южная Корея) – 1993 г., в Москве – 1993 г., в Ростове – 1994 г.
Театр является постоянным участником городских и областных театральных фестивалей. В 1990 г. «Вариант» стал лауреатом Всероссийского фестиваля народного творчества, показав спектакль Э. Олби «Песочница». С того же года театр имеет звание «Народный». Одна из самых значительных работ коллектива - спектакль «Фантазии» по живописи М.шагала. Вот что говорится об этой работе в рецензии Н. Бикуловой: «Люда Эрлих - одна из актрис - готовилась защищать дипломную работу. Это была коллекция костюмов по живописи М. Шагала. Кто лучше продемонстрирует костюм, чем актер? Но и у костюма есть образ, в который профессионалу необходимо вжиться. Далее возникает психологический жест - персонажи двигаются. И как! Густые краски полотен Шагала гармонично сочетаются с музыкой Равеля, Моцарта, песнями Эдит Пиаф. Оживает Скрипач. Ева танцует «Семь сорок», а клоуны разыгрывают пантомиму. И все чрезвычайно профессионально! Перед началом спектакля зрители листают альбомы, смотрят слайды произведений Шагала. А потом, когда они окунаются в бессюжетное, но такое глубокомысленное действо, ощущения от живописи как бы расцветают, наливаются соками жизни, пускают корни в душах. Даже те, кто впервые соприкоснулся с наивным и трагичным миром гениального художника, сразу постигают самую суть его творчества.
И удивительно, какими простыми техническими и безмерно творческими возможностями это достигается». Собственная неповторимая манера театрального мышления - главное в творчестве театра, занимающего достойное место в культуре города.
28 декабря 1972 г. состоялась премьера в подростковом народном театре «Ровесник»ДКиТ АО АВТОВАЗ. Это был спектакль по пьесе С. Михалкова «Смех и слезы», отмеченной гражданственностью, публицистичностью и юмором. Талантливый организатор, руководитель и режиссер театра Наталья Сергеевна Ходова очень много сделала для творческого роста коллектива. В театре сформировались дарования актеров, ставших впоследствии актерами профессиональных театров Москвы (А.Зиброва, А.Арсентьев), Санкт-Петербурга (И.Федорова), Нижнего Новгорода (О.Калинина), Рязани (О.Терентьев), Тольятти (А.Зиновьев). Театр ставил как инсценировки сказок и произведений, входящих в традиционный круг детского чтения, так и оригинальные пьесы, рисующие образы современников юных актеров и зрителей. В их числе была пьеса «Голубое и розовое» А. Бруштейн, одной из зачинательниц и основных драматургов детского театра. В репертуар театра входили пьесы патриотического звучания («Дети войны» А.Платонова). Значительное место в репертуаре занимает русская и зарубежная классика («Золушка», «Свинопас» Е. Шварца, «Сказки по телефону» Дж. Родари). Театр «Ровесник» - участник - дипломант фестивалей народных театров 1974, 1975, 1977, 1985, 1991, 1994 годов. Творчество «Ровесника» стало неотъемлемой частью театральной культуры города.
О молодежном театре Дома детского и юношеского творчества рассказывает его руководитель Татьяна Трофимовна Хорольская: «Молодежный театр вырос на основе детских групп. Это была попытка воспитать актеров, великолепно владеющих пластикой, голосом, хореографией, актерским мастерством. Ребята постигали азы театрального искусства и создавали свои спектакли. Так, в апреле 1986 г. с премьерой спектакля «Чудеса в ожидании лета» по пьесе А. Корина родился театр, первое название которого было «Чудодеи». С годами состав труппы менялся, а театр из юношеского был преобразован в молодежный. Средний возраст актеров 20-26 лет. За все время существования коллектив находил приют под крышей ряда организаций, вносил изменения в свое название: театр при доме пионеров, театр МЖК, театр при ДМ «Мир», а ныне - молодежный театр при Дворце детского и юношеского творчества. В постановке Т. Хорольской вышли следующие спектакли: «Эй, кто-нибудь!» по пьесе У. Сарояна, «Прикосновения» Р. Ибрагимбекова, «Чудеса в ожидании лета» А. Корина, «Русская сказка» по произведениям А.Пушкина, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Цирк зажигает огни» - клоунада, «Театральные этюды» по произведениям А.Чехова и другие. Всего 12 спектаклей. Спектакли Т.Т. Хорольской для маленьких проникнуты тонким пониманием детской психологии, юмором, дивным ощущением поэзии детства. В ее спектаклях актерами созданы правдивые характеры подростков, обладающих обостренных чувством справедливости, ненавистью к жестокости и лжи, демагогии и фальши, стремящихся определить свое место в жизни.
Для спектаклей по пьесам Курта Воннегута и А. Кункейро («Веронские картинки» и «Жизнь в снах и снами») характерны остросюжетность, юмор, лаконизм психологических характеристик, мастерство диалога. В них раскрыты традиции гротескной и притчевой литературы. Эти спектакли отмечены философской глубиной, подчеркнутой злободневностью тематики. Спектакль «Урбанистическая сказка» по пьесе П. Устинова напоминает пьесы-эксцентриады, где фарсовые ситуации сочетаются с реалистическими, фантастические - с приземленно-бытовыми, в спектакле поставлены сложные моральные проблемы. Русская классика оказала обогащающее влияние на творчество театра (спектакль «Театральные этюды» по пьесам А.Чехова в постановке Т. Хорольской). При поддержке администрации ДДЮТ в театре организована студия для детей и подростков и начальная школа театрального искусства. В 1990 г. молодежный театр стал Лауреатом третьего Всероссийского театрального фестиваля, а в 1995 г. - дипломантом фестиваля «Театральная осень-95». Участвовал в театральном фестивале «Волшебная рампа» (1992), в Сочинском международном фестивале «Театр в поисках театра» (1993), в Болгарском международном фестивале (1994), Нижегородском фестивале «Синяя птица» (1996). В живой и неразрывной связи с современностью растет и крепнет театр, расширяя круг тем и жанров своего репертуара.
В 1980 г. в ДК ПО Синтезкаучук был создан театр драмы и комедии (руководитель Сергей Сергеевич Хижняк). Первым спектаклем театра стала постановка «Двадцать лет спустя» по пьесе М. Светлова, чья проза укрепляла поэтическое и романтическое направление в искусстве. Этой работой режиссер и актеры показали умение сочетать в сценическом воплощении образов силу художественного общения с правдивой живой индивидуализированной психологической характеристикой.
Наряду с богатством тем в театре утверждается раз разнообразие жанровых форм. В 1984 г. в репертуаре появляются спектакль «Левша» по сказке Н.Лескова, драма «Смотрите, кто пришел» по пьесе В. Арро.
Мощное и глубокое звучание получила патриотическая тема в спектаклях « Вечно живые» В.Розова (режиссер С.Хижняк) и «Потоп» А.Штейна (режиссер Н.Щербаков).
В год 40-летия Победы были поставлены: литературно-музыкальная композиция «Дорога длиною в 1418 дней» и композиция «от Москвы до Бреста», посвященные героизму народа в страшной кровопролитной войне.
Спектакль «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, поставленный С. Хижняком в жанре театральной сказки, основан на органичном соединении реального и условно-фантастического, обыкновенного и чудесного, злободневного и вечного. В этой работе режиссера преобладают лиризм, внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни человека.
В 1985 г. театр принял участие в творческой лаборатории, которую вел Ф.Григорян, а в 1990г. показал премьеру спектакля «Возьмите меня с собой. Я тоже хочу на бал» по пьесе Ф. Демьянченко. Характерные для драматургии Л. Жуховицкого публицистическая заостренность, интерес к злободневным проблемам современной жизни получили отражение в спектакле «Последняя женщина сеньора Хуана» в постановке С.Хижняка.
Важнейшей чертой стиля режиссера в спектакле «Диктатура совести» по пьесе М. Шатрова стало сочетание предельной психологической правды с острой социальной оценкой. В постановке С. Хижняка пьесы «Зинуля» А. Гельмана ощущается повышенный интерес режиссера к социологическим проблемам, моральным и духовным ценностям героев. Среди ведущих актеров театра были Игорь Касилов, Сергея Лялин, Владимир Пучков, Дмитрий Лещинский, Виктор Петров. В 1992 г. театр драмы и комедии закончил свою деятельность.
Молодежный театр «Секрет» ДК ПО Синтезкаучук (руководитель Татьяна Ивановна Тимонина, выпускница режиссерского отделения Театрального училища имени Б.В. Щукина при Государственном театре имени Вахтангова, ведет активные поиски в области новых форм театра, занимается созданием Энергетического театра, театра для зрителей) с первых дней своего существования строил свою работу по принципу: «Играть для детей нужно также, но только лучше». Рождение театра относим к 1985г.
Круг тем и жанров репертуара весьма разнообразен. Первыми спектаклями театра стали инсценировки классических произведений - «Кошкин дом» С. Маршака, «Золушка» Е. Шварца). Спектакли «Секрета» для маленьких зрителей гармонически сочетают все средства театра - музыку, пение, танец, объединенные основной темой. В репертуар входят пьесы, использующие сказочно-фольклорные мотивы (спектакль «Сказ про Федота-стрельца» Л.Филатова). Герой спектакля Т.Тимониной сочетает в себе простоту, внутреннее благородство и скромность, житейскую мудрость. Театр прошел сложный путь творческих исканий, овладения современным репертуаром, роста профессионального мастерства актеров. Спектакли Т.Тимониной отмечены высокой поэтичностью, безукоризненным вкусом, глубиной нравственных критериев, в них гармонически сочетаются фантастика и реалистическое изображение характеров. Театром был поставлены такие оригинальные пьесы как «Оркестр» Ж. Ануя и «Панночка» Н. Садур, «Игра в фанты» Н. Коляды. Из статьи Надежды Невзоровой о спектакле «Оркестр»: «Талантливая и остроумная пьеса Жана Ануя, оживленная достоверной и пламенной игрой актеров, нетрадиционность постановки, подчеркнуто мрачные тона производят сильное впечатление. И только последняя протяжная нота гобоя - словно вырвавшаяся на свободу душа, словно точка, поставленная в бесконечности». Строки из рецензии на спектакль «Ведьма»: «Хоть и славный был человек Хома Брут, а противостоять соблазну и пороку не сумел. И сколько бы ни спорили на хуторе удалые вольные казаки, есть ли на свете чудеса, философия жизни проста - гуляли бы по двору куры, висели бы на заборе горшки, и над всей этой ерундой светило бы солнце! Но в том-то и тайна бытия - лишь почуяв за спиной дыхание смерти, начинаешь ценить все то, что прежде не замечал».
В репертуаре театра спектакли для детей: «Карлик Нос» В. Гауфа, «У Лукоморья», «Снежная феерия», «2000 звезд для любимой», «В стране Непослушандии» О.Погорелец, «Волшебный тюльпан» А.Абрамова, «Сказка странника» по мотивам феерии А.Грина «Алые паруса», «Король Дроздобород» братьев Гримм, «Путешествие в Зазеркалье» В.Губарева, «Питер Пен» Д. Барри, «Русалочка» О. Антипова (по мотивам сказки Г.Х.Андерсена), «Маленькая баба Яга» В. Лябинова (по мотивам сказки О. Пройслера), «Все мальчишки дураки» К. Драгунской, а также спектакли для взрослых: «Страсть или Гений Уродства», «Собака на сене» Лопе де Вега, «Тиль» Г. Горина. Строки из статьи Ирины Ульянчук об этом спектакле: «Новое время взывает к поиску нового героя, способного выражать могучее стремление к свободе обнищавшего народа разоренной, потерявшей уважение родины. Таким героем стал Тиль - насмешник, шут, распутник и ворчун, мстящий за свой народ смехом. Тиль - знамя своей нации, способный возродить любовь и веру в человека, уважение к своей стране. Социальный спектакль о судьбе современной России. Искрометный юмор Л.Филатова, яркое оформление и легкость постановки делают спектакль увлекательным и для взрослых, и для детей. Как мы живем, и что будет с нами дальше? Вопросы, которые ставит перед собой и зрителями театр». В репертуаре также спектакли: «Жодле или хозяин-слуга» П. Скаррона, «Хотите убить сотого медведя» Е.Шварца, «Гоголиада» (по мотивам «Женитьбы» Н.Гоголя).
Критика так оценивала спектакль «Гоголиада»: «Спектакль ставит под сомнение возможность любви с первого взгляда. Любовь и собственно женитьба - акт отнюдь не бытового характера, а таинство, которое происходит по воле Бога, но не черта. И поэтому все возвращается на круги своя. Финал пьесы снимает с героев маски. Жених, будто очнувшись, начинает осознавать, что он нарушает некую высшую закономерность, и перед самым венчанием удирает. А черт, оставшись без главной жертвы (Подколесина), теряет свое магическое влияние на других людей и в итоге ему плюют в бесстыжую морду. Благодаря живой и эмоциональной игре актеров, зрелищности, спектакль имеет блестящий успех и признание зрителя». Газета «Презент-центр» о спектакле «Гений Уродства»: «Встречи с театром «Секрет» - это не только волшебная сказка со счастливым концом, это жизнь по всей многоликости - от великолепия до уродства, с гаммой чувств - от восторга до отчаяния».
Театр «Секрет» - Лауреат многих престижных фестивалей, наиболее значимые из них - Всероссийский фестиваль «Самарские подмостки», «Тольяттинский городской фестиваль «Театральный картель», Международный фестиваль театрального искусства во Франции, Международный театральный фестиваль в Башкирии, областной фестиваль, посвященный 150-летию Самарской губернии, областной фестиваль народного творчества, посвященный 55-летию Победы. Театр стал участником творческой лаборатории любительских театров со спектаклем «Жодле». «Из Москвы на лабораторию приехала педагог школы-студии МХАТа Виктор Мархасев и старший научный сотрудник Российского института искусств, внештатный консультант отдела любительских театров и театров-студий при СТД Алексей Шульпин. Пять дней были насыщены до предела: работой, беседами, спектаклями и снова работой. Гости и участники лаборатории посмотрели спектакли театров «Вариант», «Ровесник», «Секрет».
Режиссер театра так видит театральное творчество: «Процесс творчества уникален и непознаваем. Все рождается из желания. Какого-то безудержного желания уйти от серости бедней в это Невероятное в Фантазию, в мир Образов. Мне иногда хочется сделать что-то немыслимое, Невозможное, Запредельное. И если эта идея находит в актере мгновенный отклик, получается ее немедленное воплощение. Актер при этом должен быть очень реактивен. Двигаясь параллельно режиссером, веря в мечту, он сам творит в этом же направлении. Именно тогда и происходит реализация какой-то невероятной идеи. Театр - это таинство. Магия, и без веры в эту тайну театра не будет. Театр - это Эликсир, который питает нас, а мы - зрителей. Актер должен нести Свер. Ведь счастье - в отдаче. И важно, чтобы театр был местом, куда хотелось бы вернуться».
Используя богатство народного творчества, классической и современной драматургии, «Секрет» разработал новый язык театра, рожденный особой образной природой поставленных им пьес.
В 1975 г. в ДК ВАЗа родился Литературный театр имени А.С. Пушкина. Создатель театра - Лауреат Всероссийского конкурса чтецов-любителей Любовь Ивановна Бессонова. О театре рассказывает его руководитель Светлана Александровна Гразнова: «Театр объединяет людей, преданных Слову. Это театр рассказчика, театр звучащей литературы. Основа репертуара - русская классика. Первая программа: «А.С. Пушкина. Лирика» (1975). Сейчас в репертуаре театра 15 программ по творчеству А.С.Пушкина, в том числе публицистическое действо В.Непомнящего «Послушайте глагол моих» (1991) В репертуаре: «Легенды и были Жигулей», «Поэтическая летопись войны», «Европейские поэты Эпохи Возрождения».
Литературный театр - это регулярные концерты в камерном зале ДКиТ ВАЗа и выездные - на заводских и городских площадка (около 100 концертов в год), литературные чтения, посвященные юбилеям русских поэтов: А.Блока (1980), А.Ахматовой (1989), Б.Пастернака (1990), О.Мандельштама и М.Булгакова (1991), М.Цветаевой (1992), В.Маяковского (1993), С.Есенина (1995).
В числе лучших работ театра «Библейские чтения» (1991), литературные праздники для школьников. Первый всероссийский литературный праздник (1988), заводские и районные конкурсы чтецов, Пушкинский клуб «Зеленая лампа» (1996).
При театре с 1992 г. работает школа культуры им. Л.Н.Толстого. В репертуаре театра - цикл программ по культуре Серебряного века «Неугасимое созвездье», по древнерусской литературе «Слово земли русской» и «За землю русскую, за веру христианскую», произведениям русских классиков 19 века «Русские пророки», по русской сатире «Перо и маска»; по современной прозе и поэзии «Поле души человеческой» и литературно-музыкальная композиция «Поём стихи», цикл концертов «Лето Господне» (православные праздники в русской литературе).
В числе последних работ театра: «Евангельские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991), «Прирежем подлеца» по поэме Н. Гоголя «Мертвые души» (1997), «Вернуться в Россию стихами» (В.Ходасевич, И.Бунин, 1988), «Человек - есть тайна» (Ф. Достоевский, главы романов «Идиот» и «Братья Карамазовы», 1996), «Смех сквозь слезы» (И. Ильф, Е. Петров, М. Зощенко, Н.Тэффи, 1997).
За 23 концертных сезона подготовлено около 90 литературных и музыкальных композиций. Коллектив театра - Лауреат I-го Всесоюзного фестиваля, лауреат и дипломант городских и областных конкурсов чтецов, а также конкурсов в городах Горький, Ленинград, москва, Калуга, Ульяновск, Калинин. Театр - участник зонального праздника народного творчества 1995 г. Среди «старейшин» театра актеры: В. Бухреев, Л. Бессонова, Е. Житенев, Э. Сурова, Т. Кузьмина.
Первая премьера в театре «Товарищ» состоялась 14 ноября 1974 г. Был показан спектакль «Заступница» по пьесе В. Розова в постановке главного режиссера театра Дмитрия Краснова. С первых лет существования в театре утверждается современная тематика. Ставятся пьесы «Мужчина и женщина» Л.Зорина, «Вечно живые» В. Розова (1975), «Дуэль» М. Буджиева, «Двадцать лет спустя» Ш.Хусаинова (в постановке Д. Краснова), «Разные люди» И. Ракши, «Дом под солнцем» Т. Ян (в постановке Л. Черницкой), 1977. Рост актерского мастерства показала постановка классической драматургии «Женитьбы» Н.Гоголя (1977). Коллектив единомышленников искал новые пути развития театра. Режиссер театра Д.Краснов так определил свое кредо: «для нас театр – это, прежде всего, гражданский подход к теме. Вы найдете точки соприкосновения с действительностью в любой из наших постановок. Не случайно большинство спектаклей мы ставим в форме притчи». В спектаклях «Фантазии Фарятьева» А.Соколова (1979), «Дом окнами в поле» А.Вампилова (1982), «Чинзано» Л.Петрушевской (1981) - разнообразное и углубленное выражение получают принципы театра: Истина. Любовь. Искусство.
Большое значение в творческой истории «Товарища» сыграли постановки пьес «Порог» А. Дударева (1983), «Вагончик» Н.Павловой (1984), «Пойти и не вернуться» В.Быкова (1985), «Маленький шарманщик» Л.Устинова (1986). Все эти спектакли определили творческий облик театра: героико-романтическое начало, яркость красок, высокий драматизм и комедийную остроту.
В 1984 г. на базе театров «Ровесник» и «Товарищ» был создан Дом театра, куда влился в 1985 г. молодежный театр-студия Николая Щербакова. Среди последних работ «Товарища» спектакли «Русалочка» Разумовской, «Некто в котелке» Э.А. Милна, «Последний Недоросль» Д. Фонвизина. В 1995 г. театр закончил свою деятельность.
Театр «Дилижанс» открыл свои двери для зрителей 25 декабря 1992 г. Состоялось сразу две премьеры спектаклей для детей: фантазия по сказке Д. Биссета «Сказки дядюшки Тик-Так» (сценарий и постановка Т. Вдовиченко, музыка К. Плеханова). Только в 1996 г. этот спектакль было сыгран 150 раз. Он играется на ковре, поэтому театр показал «Сказки» во всех школах Центрального и Автозаводского районов Тольятти. «Кот в сапогах» Д.Самойлова. В 1994 г. эта работа получила Диплом за лучшее режиссерское решение сказки на фестивале детских театров в Астрахани. Спектакль «Кошка, гулявшая сама по себе» (сценарий и режиссура Т. Вдовиченко, музыка и текст песен К.Плеханова, художник Т. Тяговцова) был удостоен гран-при на областном фестивале народных театров. «Мне кажется, что спектакль стал музыкальнее, пластичнее, театральнее. Звери джунглей поют, танцуют - кого сегодня этим удивишь? Но вот когда Корова исполняет жестокий романс, это надо слышать. Чувство свежести, незаигранности несут со сцены молодые актеры»,- писала Ольга Березий об этом спектакле. Рок-опера «Три поросенка» (1996, либретто и музыка К.Плеханова, постановка Т. Вдовиченко и Б. Макарова, режиссера из Санкт-Петербурга, художник А. Гончарова) был впервые покзазан на сцене театра кукол, в 1997 г. спектакль был возобновлен в новой редакции. В репертуаре театра спектакли для взрослых: эксцентричная комедия М.Задорного «Последняя попытка», «Без Чехова» по рассказам Лейкина, Александра Чехова, В. Билибина (1994), «Жестокие игры» А.Арбузова (1997). Ольга Березий писала об этом спектакле: «Быта в спектакле хватает, и весь он пронизан томлением по счастью. Пусть это не чеховская глубина чувств, не его тонкий психологизм - здесь все проще, но так ведь счастья хочется своего. Главное, что удалось режиссеру Татьяне Вдовиченко из множества рассказов создать такую удивительную пластичную драматургию: одна сцена перетекает в другую и обратно. Здесь нет четкого деления на новеллы, каждый герой живет, как в жизни: иногда солируя, иногда выступая на вторых ролях, а потом снова вдруг становится главным. В спектакле заняты одиннадцать актеров, у каждого своя сквозная линия жизни, своя тема жизни, составляющая общую полифонию развития спектакля. В нем нет противопоставления - личность и толпа, но пути этого противопоставления уже намечены» Т. Вдовиченко рассказала, что это уже пятый вариант спектакля «Без Чехова».
При театре в 1994 г. открылся режиссерско-актерский курс профессора З.Я. Карогодского с целью обучения студентов на кафедре театральной режиссуры в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. В числе студентов актеры А.Р. Матяшин, А.Уланова, Л. Носухин, В. Мартынов. Спустя год начал работ второй курс режиссерско-актерского факультета. Театр ведет просветительскую деятельность. При театре в 1992 г. создан Театральный центр «Белая ворона», представляющие собой театральные классы, классы эстетического развития при центре в школах и детских садах города. руководит этим направлением И. Миронова. Театр «Дилижанс» организовал гастроли театра З.Я. Карогодского в Тольятти, провел праздничные концерта народных коллективов города, посвященных 50-летию Победы, участие в Днях города, организация областных театральных фестивалей (1993-1994), Недели театра (1997), претворяется в жизнь программа центра «Театр-школа».
Мнение о театре Т. Ставропольской: «С самого начала планка была поставлена высоко - создание ауры театра и атмосферы, его питающей. Добавим слово «детский» и картина будет полной. Параллельно с формированием театра шло создание студии «Талисман», руководителем которой стала режиссер и хореограф Лариса Дороганова. Есть здесь какая-то атмосфера преемственности, взаимного уважения. Принцип театра остается тот же: «здесь все делают все». Раз в три месяца проходит «День семьи», когда вместе собираются все актеры, студия, театральные классы с родителями, коллеги из разных театров музыкальных, кукол, показывают свои работы, объединяясь во временные группы. Молодые московские поэты проводят встречу с читателями, любители бардовской песни делятся своими находками. С удовольствием сотрудничают с театром молодые композиторы и художники. Есть ставка на талант и работу. Это раскрепощает и обязывает».
Н.Г. Лобанова,
нач. отдела использования
управления по делам архивов мэрии